Согласно появившемуся проекту закона, добровольческая помощь в России должна быть только организованной, а действовать волонтеры должны не персонально от собственного имени, а в связке с какой-либо юридической организацией, пусть даже некоммерческой. Правда в этом случае придется начать добровольно-волонтерско-бюрократическую работу, поскольку новый механизм потребует некоторого документооборота.
Чудно все происходит в нашей стране. Законопроект о волонтерстве был разработан еще в апреле этого года, но его в веренице законотворческих инициатив думских государственных мужей и жен никто не заметил. Но стоило только возникнуть паре спорных моментов с помощью добровольцев в затопленном Крымске, любознательные, специально или нет, сразу нашли и прочитали документ, у которого мгновенно и логично появились и сторонники, и противники. Последние, к слову, напирают на то, что власть пытается подмять волонтерское движение в стране под себя. Правда, из самого документа этого отнюдь не следует.
Автор документа, член Общественной палаты Дарья Милославская утверждает, что под юридическими организациями понимаются «некоммерческие организации, причем любой направленности, которые готовы организовать волонтеров, оплатить им расходы, провести инструктаж по технике безопасности, если они едут в опасное место. Впрочем, никаких ограничений для организаций, которые способны заняться такой деятельностью, в концепции закона нет».
По ее мнению, новые правила только закрепят то, что есть и сейчас — а именно отрегулируют ту сторону волонтерства, которая является организованной.
— Ни на какое стихийное волонтерство закон распространяться не должен, — заявила Милославская в интервью на «Радио Свобода». — Если человек сам захотел что-то сделать, сел на машину и поехал помогать тушить пожары, к нему это иметь отношения не будет.
В договоре, согласно документу, будут прописаны сроки и условия деятельности волонтера, «права и обязанности», «срок деятельности волонтера» и условия оплаты проживания, питания и дороги, а также «предмет договора, включая указание на договор организатора с третьими лицами или программу действий организатора в отношении третьих лиц». При этом, по заверению все той же Милославской, договор будет не обязательным, а добровольным.
По мнению Розы Долматовой, красноярского волонтера и активного члена общества защиты бездомных животных «Белый клык», новый закон — это попытка пересчитать всех добровольцев и поставить их в определенные рамки.
— Если кратко, то оформление бумаг в бартерных и любых других свободных от финансовых обязательств отношениях — просто ковыряние в носу. Требуется определенный культурный уровень, чтобы адекватно воспринять необходимость в этом. Люди, которые добровольно тратят свое время, силы и средства безвозмездно оказывая помощь другим, должны априори быть защищены законодательством без всяких бумажек, — считает она. — Народ и так сложно привлечь на подобные мероприятия, поэтому нужно «копать» в сторону упрощения процесса.
Андрей Машкин, председатель красноярского городского отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, не видит в новых правилах никаких проблем. Его организация сейчас фактически по ним и работает, только согласно федеральному законодательству.
— С МЧС мы работаем в плотном контакте, — рассказал Машкин. — Наша организация обеспечена материально, технически. Сейчас мы работаем согласно федеральному закону номер 100 «О добровольной пожарной охране».
Экс-депутат Законодательного собрания края и бывший руководитель Правобережного дворца молодежи Марина Егорова сейчас трудится в компании «Базовый элемент». Но опыт работы с молодежью за время, прожитое в Красноярске, у нее огромный. Она считает, что на территории Красноярского края людей активных, которые занимаются различными волонтерскими и добровольными вещами, очень много.
— Сегодня я знаю, что в регионе в рамках молодежной политики их пытаются как-то структурировать, — рассказала Егорова. — Но в то же время какой-то системной работы в этом направлении не хватает, и этим нужно плотно заниматься. Потому что многие люди хотят помочь, но не знают как. Не знают механизмов, куда прийти, чего поделать. А время, деньги и силы у них на это есть.
При этом Егорова подчеркивает — добровольческому движению помощь никогда не бывает лишней, и если регламентация этой деятельности будет идти в правильном русле, то это приведет только к положительным результатам. Если же регламентация будет жесткой, «то здесь нужно смотреть и думать, чтобы, как говорится, с водой и ребенка не выплеснуть».
Законопроект превратить в закон депутаты Государственной думы планируют уже осенью. Подспорьем им будет служить и инициатива на местах. Так, например, как пишет «Газета.ру», закон «О волонтерстве» уже разрабатывается в Вологодской области местными единороссами. Депутаты хотят принять свою версию закона и затем предложить перенести эту модель на федеральный уровень. В частности, предлагается создать единую базу волонтеров и волонтерских организаций, специальные «книжки волонтера» и разработать «систему стимулирования молодежи к участию в добровольческой деятельности».