Накануне в хранилище «Государственного архива Красноярского края» состоялось выездное заседание комитета Законодательного собрания по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества. Главный итог — архивам дадут деньги. Без них о многих документах прошлого пришлось бы забыть навсегда.
Экскурсия по старине
В читальном зале «Госархива» из депутатов сидел один Олег Пащенко.
— Что-то Клешко задерживается, — по-стариковски проворчал он.
— Пробки, наверное. Вот Гольдману хорошо, он же вертолетчик, — подыграл один из журналистов-старожилов.
Алексей Михайлович ждать себя не заставил, вместе с коллегами явился буквально через минуту. На заседание комитета прибыли помимо вышеназванных слуг народа Артем Черных, Николай Фокин и Владимир Бедарев. Всего же, если верить порталу sobranie.info, в данном комитете числятся десять депутатов.
Не успев сесть за стол, депутаты, по приглашению руководителя краевого архивного агентства Александра Казицина, отправились на экскурсию. А посмотреть было на что.
— Вообще город у нас 1628 года, но Красноярск — деревянный, были пожары, горело. И вот те документы, которые остались — 1664 года, — рассказывали сотрудники архива. — Мы приготовили те документы, которые считаем наиболее редкими, наиболее ценными. Они все в одном экземпляре.
Среди тех самых документов есть учебник 1747 года на тот момент еще капрала лейб-гвардии Семеновского полка Александра Суворова, книга, в которой зафиксирована смерть командора Рязанова и рождение художника Сурикова. В одном из документов рассказывается о первом частном автоизвозчике в Красноярске по фамилии Зубов.
— И тут Зубов, да что ты будешь делать! — снова проворчал Пащенко.
В другом помещении заведующая спецархивохранилищем Татьяна Омельчук показывала депутатам бумаги на репрессированных в 30-40-е годы красноярцев. — Видите здесь все в других коробках. Они отличаются немного от наших архивных коробок. Это так называемые кгбэшные коробки, — рассказывала Омельчук.
В это время за окном завыла сирена. И стало немного жутко.
Следующий пункт экскурсии — первый этаж. Сотрудники хранилища рассказали депутатам, что само здание «Госархива» по адресу Мира, 6, построено в 1865 году. Ранее здесь располагался «старый базар». Сейчас на первом этаже до сих пор лежит каменная кладка, аккуратно закрашенная коричневой краской, а от высоких потолков в виде сводов кружится голова. Ведет в это помещение лестница, которой 150 лет.
Миллионы на три года
Само совещание в рамках комитета было посвящено обсуждению долгосрочной целевой программы «Развитие архивного дела в Красноярском крае на
— Мы комитетом в прошлом созыве предприняли первую вылазку в краевой архив, которая завершилась тем, что руководство края прониклось проблемами сохранения архива. Я надеюсь, что уже в октябре этого года состоится сдача нового здания (по ул. Робеспьера). Это большой шаг вперед... И я считаю, что Сергей Александрович Пономаренко, как куратор от исполнительной власти, достаточно так проникся темой архива. Это очень важно, — выступил Клешко. И передал слово руководителю профильного агентства.
Казицин начал с цифры — всего в краевом Госархиве находится 3 млн 308 тыс 917 единиц хранения. А после продолжил рассказ о текущем положении дел.
Дабы не быть голословным, он показал слайды с фотографиями помещений муниципальных архивов. И если в Железногорске, Енисейске и еще паре городов все обстоит неплохо, то в большинстве муниципальных подведомственных учреждений — полная разруха. Документы хранятся в пыли, сырости, на полу — как угодно, но только не как положено.
— Вот Канск. Это районный канский архив. Это здание шлакоблочное, в нем раньше находилось НКВД, а постройки оно даже дореволюционной. Здание покосилось, в нем можно на лыжах кататься — полы под углом. Документы, когда открывал коробку, просто влажные, рука влажная, представляете! Они там погибают, — красочно говорил выступающий.
И впору депутатам и самому Казицину было обвинить муниципальные власти, ибо «не следят и не хотят следить», но всех логичным замечанием перебил Клешко.
— Давайте честно скажем, муниципалитеты это дело почти не поддерживают, — заявил он. — Те, кто хотел поддержать — поддержал... Посмотрите, кто отремонтировался и отреставрировался — те, у кого более-менее ситуация с бюджетом нормальная. Но, выбирая между ремонтом заваливающейся школы и архивом, глава все равно всегда выберет школу.
Еще одна тема — оцифровка. За четыре года с помощью нового оборудования цифровую жизнь получили четыре с небольшим тысячи документов. Нетрудно посчитать, сколько времени потребуется, чтобы обновить весь краевой архив при нынешних темпах. Именно поэтому в рамках ДЦП деньги пойдут в том числе и на покупку дополнительного оборудования. Всего, несмотря на заявленные агентством почти 400 млн руб, на ДЦП «Развитие архивного дела» планируется выделить 210 млн — по 70 на каждый год, начиная со следующего.
Депутаты утвердили программу и пообещали в скором времени отправить ее в краевое правительство. Сотрудники же архива ничего обещать не стали, а просто предложили народным избранникам выпить чаю.
Фото Александра Паниотова