Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Кто приносит пользу обществу?

Кто приносит пользу обществу?

24.09.2012
11

Заведующий кафедрой социологии Института педагогики, психологии и социологии СФУ Валентин Немировский представляет статью о том, в каких условиях в России и Красноярском крае развивается гражданское общество. Также читатели узнают, кого жители края считают «полезными», «бесполезными» и «непонятными» для общества.

Валентин НемировскийСуществует множество определений гражданского общества, как и мнений, подчас прямо противоположных, относительного того, построено ли оно в нашей стране. А если построено, то в какой степени: на уровне первого камня в фундаменте или возведены основные конструкции и строение «подведено под крышу». При этом некоторые маститые авторы заявляют, что и фундамент этого самого общества еще даже не вырыт, их оппоненты утверждают, что уже подписан акт о приемке полностью завершенного строения. Немало и таких, кто считает, что вообще копать такой котлован чревато очень плохими последствиями для всей нашей страны, поскольку уже существующие государственные строения могут обрушиться в выкопанную яму. Читатель может принять любую из точек зрения, обратившись к соответствующим публикациям — свобода мнения и есть одно из важных условий существования гражданского общества.

Поэтому в данной статье мы не ставим задачу подискутировать о гражданском обществе в нашей стране в целом и регионе в частности. Кстати, по этому поводу опубликовано немало серьезных социологических и политологических исследований. Мы просто обратим внимание на некоторые аспекты ситуации, в которой вышеозначенное общество развивается.

Как люди воспринимают общественные группы

Одно из важных условий, способствующих или препятствующих успешному становлению гражданского общества в любой стране — сложившаяся в ней социальная структура, т.е. система социальных групп, классов, сословий и взаимоотношений между ними.

В процессе представительного социологического исследования, проведенного в Красноярском крае (методом формализованного интервью было опрошено 1300 жителей), был задан вопрос: «На Ваш взгляд, в какой мере приносят пользу российскому обществу представители следующих социально-профессиональных групп?» и выразить свои оценки с помощью специальной шкалы. В результате нами были получены своеобразные рейтинги «полезности» и «бесполезности» тех или иных социально-профессиональных групп для российского общества: «в той или иной мере полезные для общества», «в той или иной мере вредные для общества» и «непонятные». Для обработки данных были использованы специальные статистические методы.

Какие группы жители Красноярского края считают «полезными»?

Большинство опрошенных жителей края считают, что современное российское государство «держится» на сугубо полезной деятельности, прежде всего, четырех социально-профессиональных групп. Причем две из них — работники спецслужб, военнослужащие — представляют собой, по сути, титульные сословия, а две — бюджетники и лица свободных профессий (писатели, художники, дизайнеры, артисты, специалисты в сфере ИТ, и т.п.) — нетитульные сословия. Остальные же выделенные нами в процессе исследования в массовом сознании жителей края социально-профессиональные группы либо приносят слабую пользу, либо таковой не приносят вообще. Наиболее «бесполезными для общества» были названы «заключенные» (60% опрошенных с учетом того, что несколько процентов респондентов назвали их «полезными») и безработные (соответственно 47%). Далее с большим отрывом следуют политики, депутаты, другие (алкоголики, наркоманы, бездомные, преступники, сектанты, олигархи, эмигранты) и... чиновники.

Надо сказать, что многие социально-профессиональные группы попали также и в категорию «непонятные», которая образовалась из тех социальных групп, степень полезности которых для общества опрошенные нами люди затруднились оценить. В значительной степени это связано с тем, что массовое население нечетко понимает их общественные функции или вообще ситуацию, в которой они оказались (например, инвалиды). Следовательно, не всегда может правильно оценить степень их полезности для общества. Так, более половины опрошенных отнесли к этой категории инвалидов (76%) и казаков (56%). Напрашивается прямой вывод о необходимости большой разъяснительной и воспитательной работы с населением относительно этих двух столь разных, но важных для общества групп.

Как видим, если опираться на выявленные у жителей края представления, то благополучие современного российского общества держится именно на указанных четырех социальных группах (сословиях). Остальные, фактически, представляются в той или иной мере «вредными» или, как минимум, «неполезными». В известной мере это отражает еще «советские представления» о справедливости: «полезны» те лица, которые работают на государство или создают культуру. Во многом, поэтому и не идет становление бизнеса как класса, малый бизнес неоднороден, «инноваторов» взять негде — они подсознательно отвергаются обществом. У российского социума (по крайней мере, в его сибирском региональном варианте, который по данным параметрам мало отличается от общероссийского) во многом сохраняется феодальное мышление. Грубо говоря — ценные те, кто служит вассалу или сюзерену и развлекает его. На наш взгляд, система таких представлений у населения, безусловно, затрудняет построение современного гражданского общества или же делает его весьма специфическим.

Религиозность населения — элемент гражданского общества?

К числу важных условий, которые влияют на становление гражданского общества, относится и степень религиозности населения. Согласно данным аналогичных репрезентативных опросов, проведенных годом раньше в различных регионах Восточной и Западной Сибири, большинство населения относят себя к верующим. Причем, согласно ответам на вопрос: «Верования какой религии, вероисповедания Вы разделяете?» доминирующей конфессией в Сибири (как и в целом по России) является православие: Красноярский край — 84%, Хакасия — 83%. Омская область — 81%, Алтайский край — 97%, Новосибирская область — 86%. «Оставшиеся» проценты приходятся на верующих других конфессий (прежде всего, мусульман), а также атеистов. Понятно, что не все из назвавших себя «православными» являются глубоко воцерковленными людьми, многие, как говорят социологи, выражают свою культурную идентичность. И, тем не менее, такое важное обстоятельство, как доминирование православной религии среди населения сибирских регионов, нельзя не учитывать, обсуждая вопрос о развитии у нас гражданского общества.

На наш взгляд, опираясь на представленные нами данные, читатель сам может судить, какая из точек зрения, приведенных во вступлении, является для него более приемлемой.

Валентин Немировский

Статья основана на исследованиях, проведённых при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Особенности формирования социальной структуры и развития социального капитала в Красноярском крае», № 11-03-00250а.

По заказу агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на 2012–2014 годы.

Рекомендуем почитать