Ох, Muse — нет, наверное, другой группы в мире, с которой у нашей рубрики была бы столь долгая, насыщенная и противоречивая история взаимоотношений. Понятно, что в таких условиях к каждой новой пластинке коллектива приходится относиться настороженно — плюс промо пластинки в стиле «Muse ударились в дабстеп» заставляло хмуриться только сильнее; известно же, что бывает с рок-группами, пускающимися на подобные маневры.
«The 2nd Law», шестая пластинка английского трио, и правда несколько ошарашивает — правда, не тем и не так, как предполагалось в теории. Непреодолимое стремление Muse оседлать и коня, и трепетную лань, известно давно. В принципе, во многом их обаяние и держалось на том бесстрашии, с которым они порывались поженить в своей необъятной музыке громогласный космический рок классических повадок с прогрессивной электроникой, неоклассические композиторские замашки — с двигательной ритмичной попсой, стадионную рок-психоделию — с пульсирующими клубными ритмами. Но на «The 2nd Law» у Muse, кажется, окончательно сломался внутренний синтезатор — в том смысле, что бесконечное сложение жареного с коричневым по-прежнему имеет место быть, но вот алхимический синтез отчего-то происходить отказывается.
В результате всю пластинку мы наблюдаем, как Muse громоздят друг на друга звуковые кубики, которые никак не могут сложиться во внятные песни. Вот, к примеру, олимпийский гимн «Survival» — его Muse пытаются слепить из минутной фортепианной прелюдии, вынесенной, кстати, отдельным треком, клавишного пиликанья, подслушанного в песнях в стиле «ду-вуп», зашкаливающе пафосного текста о том, как Мэттью Беллами победит весь мир, краснознаменного хора российской армии (не буквального, но метафорического), басящего «Я же вам говорил», и ракетного гитарного грома, отчаянно, но тщетно пытающегося перекричать столь же эпически высказывающийся оркестр. Или вот песня номер два, «Madness» — там Muse пытаются сделать стильный синти-поп посредством бессознательного копирования одновременно Queen’овской «I Want to Break Free», «Kiss» Принца, «Faith» Джорджа Майкла и условной песни U2, принадлежащей одновременно к периоду «The Joshua Tree» и «Pop» (да, я тоже не до конца понимаю, как такое в принципе возможно, но Muse как-то удалось).
Далее везде — в «Panic Station» Muse пытаются дать фанк-рок так, будто имели в виду злую пародию на группу Rocco (получается значительно хуже намеченного объекта пародии), в «Follow Me» размечают куплет совершенно кислотными клавишными только для того, чтобы подклеить к ним в припеве дабстеповый «дроп» (ус, однако, отклеивается). В «Explorers» начинается группа Coldplay, а в финале, там, где у Muse обычно были припасены главные симфонические сюрпризы, стоит абсолютно бессмысленный двухчастный заглавный трек. В первой его половине Muse опять фантазируют на тему дабстепа (с теми же результатами, что и в «Follow Me»), а во второй пульсирует романтичное роберт-майлзовское инструментальное техно, звучащее, будто подложка для заставок на телеканале средней руки.
Благодаря всем этим манипуляциям от «The 2nd Law» не испытываешь практически ничего, кроме честно заработанного недоумения. Раньше в наглом, неистовом размахе Muse чувствовалась некая литая цельность подхода, за которую их, при любом отношении к непосредственно получавшейся у них музыке, вполне можно было уважать. На новой же пластинке — окончательное, отчаянное «Кто в лес, кто по дрова». Так подозрение перерастает в уверенность — дальше нам с ними точно не по пути.
Сергей Мезенов