Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Что делать с мусором?

Что делать с мусором?

Красноярские полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) близки к заполнению. Уже не первый год говорится о том, что от примитивного складирования мусора надо переходить к его промышленной утилизации. В прошлом году в городе, наконец, заработал первый мусоросортировочный завод. Однако для полного решения «мусорной» проблемы Красноярску нужно, как минимум, четыре таких предприятия. 

Где хоронят отходы города?

Отходы жизнедеятельности миллионного города исчисляются сотнями тысяч тонн и кубометров. В департаменте городского хозяйства говорят, что ежегодно на городские свалки вывозится в среднем 50 тыс. м³ отходов – 24 самосвала в сутки. И это только уличный мусор.

Поступает весь городской «шлак» в основном на две санкционированные свалки – полигон за Шинным кладбищем на правобережье и участок ТБО «Автоспецбаза» в направлении поселка Чистые на левом берегу Енисея. Всего же в окрестностях Красноярска пять мусорных полигонов: свои свалки есть у Сосновоборска, Железногорска и Березовки.   

О том, что емкости имеющихся участков ТБО иссякают, известно уже давно. Эта проблема периодически обсуждается городскими и краевыми властями. Более того, на уровне города и края приняты целевые программы по обращению с бытовыми отходами. – Прорабатываются современные методики утилизации мусора, такие как сортировка и переработка во вторичное сырье, а также сжигание. Но не просто сжигание, а использование в качестве источника теплоэнергии. Эти меры будут направлены на то, чтобы уменьшить объемы отходов и количество мусорных полигонов, - говорит исполняющая обязанности руководителя управления по охране окружающей среды администрации Красноярска Наталья Морозова

Тем не менее, пока что проблема решается в основном старым дедовским способом – увеличением площадей полигонов. Так, свалку в Березовке должны были закрыть еще в прошлом году, но вместо этого ей прирезали новый участок. – Пришлось. А что делать? Мусор надо куда-то вывозить, - разводят руками в департаменте горхозяйства.

Совсем уйти от полигонов не получится

Во всем цивилизованном мире отходы давно уже научились обращать в доходы, используя те самые методики, которые у нас пока «прорабатываются». – Невозможно бесконечно увеличивать размеры полигонов и строить новые объекты захоронения мусора. Это означает вывод из хозяйственного пользования огромных земельных участков. Например, площадь нашего полигона за Шинным кладбищем составляет около60 Га, причем, по российским меркам это средних размеров участок ТБО. Плюс к тому санитарно-защитная зона полигона – это еще метров 500 от его непосредственной границы. На ней также запрещена сельскохозяйственная деятельность, индивидуальное жилое строительство и пр. Наконец, строительство новых полигонов - очень дорогое удовольствие, и экономически это невыгодно городу. Поэтому от мусорных полигонов необходимо уходить, - говорит генеральный директор компании «Экоресурс» Евгений Шепелёв.

Однако совсем уйти от полигонов не получится. Это не удалось даже самым продвинутым в утилизации отходов странам. Например, если мусор сжигать – попросту уничтожать, все равно будет оставаться пепел. Его тоже необходимо хоронить, потому что к использованию в каком-либо производстве он запрещен. Поэтому задача заключается в том, чтобы хотя бы не допустить строительство новых и расширение старых полигонов. Для этого нужно каким-то образом снижать объем отходов.    

Два мусоросортировочных завода проблему не решат

По словам специалистов, до переработки и вторичного использования бытовых отходов в России пока не доросли. Сейчас необходимо научиться хотя бы сортировать и грамотно складировать мусор. На сегодня в Красноярске один действующий мусоросортировочный завод. Его запустила в прошлом году компания «Чистый город» (дочерняя структура «Сибагропромстроя»). Еще ранее попытку открыть подобный завод в Березовке предпринимала компания «СтройПлюс», однако он быстро обанкротился.

В городской администрации утверждают, что сейчас «Чистый город» принимает на сортировку почти половину бытовых отходов Красноярска – со всего левобережья. Благодаря этому объем мусора, вывозимого на участок ТБО «Автоспецбаза», существенно сократился. Возможно, через год завод по сортировке мусора откроется и на правой стороне Красноярска – на полигоне за Шинным кладбищем. Во всяком случае, таковы планы компании «Экоресурс» - предприятия, эксплуатирующего полигон. – Территория для захоронения отходов на полигоне сокращается, и нам необходимо снижать объем мусора. Сейчас мы можем сделать это только одним способом – сортировкой и брикетированием отходов: мусор формируется в брикеты размером около одного кубического метра и при этом весом до двух тонн. Это позволит хоронить отходы более компактно и продлит срок эксплуатации полигона, - поясняет Евгений Шепелёв.     

Сейчас компания приступила к строительству первой очереди объекта – бокса, в котором будет осуществляться сортировка и брикетирование отходов. На втором этапе строительства планируется создать производство по переработке мусора. Однако здесь, как признается Шепелёв, ситуация сложнее. Для того чтобы наладить эффективную переработку отходов во вторсырье, необходимо прежде организовать раздельный сбор бытового мусора. Проще говоря, чтобы люди выбрасывали мусор не как сейчас – в одну корзину, а в раздельные емкости – для пищевых и сухих отходов. – Сейчас, когда весь мусор приходит вперемешку, отсортировать и очистить то, что можно переработать – бумагу, полиэтилен – бывает просто невозможно. А если и возможно, то очень дорого. Себестоимость такого вторсырья будет запредельно высокой. Поэтому, говоря сейчас о переработке, мы не имеем в виду ту же бумагу. Работать планируем только с пластиковыми отходами. Возможно, в будущем, если у нас все-таки придут к раздельному сбору мусора, получится наладить более глубокую переработку, - говорит руководитель «Экоресурса».  

Специалисты считают, что с открытием второго мусоросортировочного завода, проблема с заполнением полигонов в Красноярске снизится, но не решится полностью. Учитывая, что город вытянут в длину и разделен Енисеем, ему нужно хотя бы четыре таких завода – по два на каждом берегу. Потому что сейчас везти мусор, например, из Свердловского района на завод «Чистого города» (за КРАЗом) транспортным предприятиям невыгодно.

Рекомендуем почитать