Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
О пассажирах в последнюю очередь

О пассажирах в последнюю очередь

18.10.2012
6

Что делать, если закон не работает? Менять его, разумеется. Сегодня члены Общественной палаты экономического развития, конкурентоспособности и предпринимательства Гражданской ассамблеи Красноярского края вместе с чиновниками и городскими перевозчиками за круглым столом доказали — забота о пассажирах в головах ответственных лиц находится на последнем месте. Одни пеняли на преференции муниципальным маршруточникам, другие — на скудное повышение стоимости проезда в коммерческом транспорте.

Не закон

Поводом собраться стала идея обсудить, как реализуется в Красноярском крае закон «О транспортном обслуживании населения». Но, как обычно, тема расширилась, проблемы размножились, мнения разделились.

Среди присутствующих было неожиданно увидеть Леонида Семенова, когда-то городского чиновника, а ныне представляющего непонятную организацию «Автотранспортный союз». Семенов был свеж и весел. Лицо его, абсолютно не измученное проблемами городского транспорта, в основном сияло довольной улыбкой.

Первым рассказал о том, что же за краевой закон такой и как с ним обстоят дела, Дмитрий Соколкин, юрист регионального отделения большой организации с патриотическим названием «Опора России». По его словам, обсуждать необходимо не сам закон, принятый около двух лет назад, а его безграмотность. Он рассказал, что превращение транспортного обслуживания жителей Красноярского края в идеальное должно было быть достигнуто за счет проведения конкурсов среди перевозчиков на право осуществлять деятельность на том или ином маршруте. Однако до сих пор данные конкурсы не проводятся. И не потому, что кто-то бездействует. Совсем наоборот.

— Заявленные в законе цели — не есть действительные цели, — констатировал Соколкин. — Действительная цель... Это не только мое мнение, но и предпринимателей, которые открыто боятся выступать против... Цель — это разрушение существующего порядка. В Красноярском крае сложился рынок муниципальных и региональных перевозок. В том числе, и коммерческих. Он функционирует. И тут появляется закон. И либо это ошибка, либо это сделано намеренно инициаторами закона — про документ никто ничего не объяснил, про его необходимость, как он будет работать.

Мало того, конкурсная процедура даже юридически не может состояться. Перевозчики, как только объявляется конкурс, подают протесты либо в арбитражный суд, либо в антимонопольное ведомство. И практически всегда выигрывают. Только за неполный нынешний год заседаний по таким делам в УФАСе уже состоялось несколько сотен. «Предприниматели видят в проведении конкурса для себя угрозу. Ведь может случиться уход с рынка части перевозчиков».

— Закон надо садиться и дорабатывать, если не переписывать, — заключил юрист. При этом представители «Опоры России» некоторое время назад отправили в правительство края и в частности в министерство транспорта свои предложения. Они же имеют заключение Генеральной прокуратуры о несостоятельности закона. При этом прокуратура краевая закон в свое время одобрила. Причину этих нестыковок предприниматели видят в желании властей до последнего поддерживать муниципальный транспорт. Но, как оказалось, эта поддержка уже два года как не является законной. О чем и рассказал заместитель главы УФАС по краю Евгений Лужбин.

Немуниципальный транспорт

Лужбин начал говорить о конституционных принципах участников гражданского оборота.

— Данный рынок перевозок осложнен тем, что участники не могут самостоятельно входить в него, поскольку он является регулируемым... В данном случае здесь есть конфликт между публичным и частным интересом...

Лужбин рассказал, что органы власти являются собственниками государственных и муниципальных предприятий. А любой собственник старается создать благоприятную ситуацию там, где он управляет.

— Федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях ограничен перечень видов деятельности, под которые могут быть созданы аналогичные предприятия, — продолжал выступающий. Он рассказал, что в перечне перевозок и транспортного обслуживания нет. — Таким образом, исходя из законодательства, такие предприятия еще в 2010 году должны были быть приватизированы.

Получается, что по закону никаких муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев в городе быть уже два года как не должно. А они есть. И им создают «преимущественное положение на рынке».

— Доля муниципальных предприятий в районах Красноярского края составляет от 30 до 100 процентов. И доля эта за последнее время возросла. Это говорит о слабом уровне развития конкуренции на данном рынке, — заявил Лужбин и рассказал о Норильске, где частников попросту выдавливают с рынка. — Вмешательство в рынок происходит за счет преференций, выдаваемых предприятиям органами муниципальной и государственной власти. Приобретается за бюджетные деньги транспортный парк, например. Муниципальные предприятия за него не платят, что наглядно показывает неравные условия на рынке.

Невысокие тарифы

Свою обычную песнь затянул председатель правления красноярской Ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев. Правда, сначала пристыдил краевые и городские транспортные власти, заявив, что по проблемам перевозок он чаще общается с представителями федерального профильного министерства, а не краевого.

— У нас отсутствует финансовая привлекательность данного рынка, — начал Омышев. — Неясность тарифной политики у нас — опоздание по тарифам по нашему региону от полутора до трех лет минимум. Сегодня упомянули о 16 рублях. И вроде как мы должны укладываться. Но это лукавство. Мы прекрасно знаем, что с первого января вступает в силу новая страховка — не 50 тыс, а 2 млн руб. А это увеличение от 40 до 80 копеек на каждый билет. Плюс к тарифу.

Ну, и конечно, не мог обойти Омышев и тему качества перевозок. В том плане, что как при таких низких тарифах можно обеспечить надлежащее качество?

Замруководителя департамента транспорта администрации Красноярска Игорь Ким не по регламенту подвел смысловой итог беседе.

— За нашим обсуждением мы забываем о самом главном — о пассажире. Кто-то притесняет одних, другие не доработали закон, кто-то виноват в этом, кто-то — в том. Я работаю уже много лет. Но никогда не соглашусь с высказыванием Михаила Геннадьевича (Омышева) о качестве. То тариф не тот, то закон не принят. А какой закон нужен, когда элементарно водитель курит и в ответ на претензию пассажиров говорит — жалуйся, куда хочешь? Когда кондуктор кидает мелочь пассажиру в лицо и оскорбляет его. Какие нужны законы, чтобы исправить эту ситуацию?

Рекомендуем почитать