Очередной гость проекта Newslab.ru о гражданском обществе — председатель Совета Красноярской краевой общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, советник губернатора края, генерал-майор, кандидат социологических наук Анатолий Самков — расскажет о том, как краевые власти и ветеранские организации поддерживают пожилых людей и почему российские пенсионеры продолжают откладывать на «черный день», а не путешествуют, как европейцы.
Загнанные в угол
В России практически четвертая часть населения — это пенсионеры. В Красноярском крае их проживает более 700 тысяч. Это пенсионеры не только по возрасту (сейчас говорят «по старости», что вызывает массовое возмущение, особенно женщин) — Союз ветеранов Красноярского края оказывает поддержку также ветеранам войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. В этом году на социальную программу поддержки пожилых людей было выделено более 21 млрд рублей, помощь получили более 600 тысяч пенсионеров края. Кроме того, в 2010 году была принята краевая целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы. Общий объем финансирования до 2013 года превысит 600 миллионов рублей.
На мой взгляд, многие социальные программы можно ликвидировать при условии, что люди будут получать достойную пенсию. Средний размер пенсии в Красноярском крае составляет 8 тысяч рублей, а все надбавки пожирает непрерывный рост цен и тарифов на услуги ЖХК. Социальные выплаты также незначительны. У загнанных в угол людей это вызывает естественное негодование. Пока только на уровне кухонных разговоров, обращений в органы власти и писем в газеты.
Не всегда реформы являются благом. Так, одним из направлений реформы здравоохранения является сосредоточение высокотехнологичной помощи в территориальных центрах края — Канске, Лесосибирске, Минусинске и других городах. Представим ситуацию: человек из села приезжает в город за медицинской помощью, преодолев 300 километров, а в поликлинике огромная очередь. Ему придется либо останавливаться в гостинице, либо возвращаться обратно (все мы знаем, как у нас ходит общественный транспорт, особенно зимой). Нехватка в селах врачей, специалистов узких профессий, отсутствие лекарств, аптек и высокие цены — одни из самых животрепещущих тем для старшего поколения. Поэтому в Красноярском крае четыре года краевой Совет ветеранов проводит кампанию «Ветеранам глубинки — народное внимание и заботу». Конечно, у ветеранских организаций нет особых финансовых возможностей, наша задача — подавать сигналы в органы власти.
На мой взгляд, федеральному руководству нужно ужаться в тратах, которые не являются первоочередными. Помпезные и излишне затратные мероприятия — саммит АТЭС, Олимпиада-2014, чемпионат мира по футболу — по большому счету простому народу не нужны. В Саудовской Аравии, которая пользуется нефтяными доходами, — пожалуйста. Но не в том государстве, где пенсионеры, ветераны вынуждены выживать. Например, в Чехии, где нет нефти, газа, природных ресурсов, пенсионеры получают в переводе на наши деньги около 40 тысяч рублей. Когда в Греции размер пенсии понизили до тысячи евро, начались массовые акции протеста. В России же многие граждане, проработав всю жизнь, смогли накопить только на черный день, а не получить достойную старость.
Иметь дома престарелых — это унизительно
Одна из главных проблем современного гражданского общества в том, что мы разучились родниться, утратили семейные связи. Пожилые люди нередко остаются в одиночестве, имея детей и внуков. На Северном Кавказе нет детских приютов, домов престарелых. Это считается унизительным и заслуживает общественного презрения. У нас — в порядке вещей. И государство здесь не поможет — к каждому ветерану не приставишь социального работника. Очень важно, чтобы родные и близкие поддерживали друг друга. Вспомним годы войны, когда женщины, помимо своих детей, заботились еще и о сиротах. Известный факт — в селах молодежь живет в основном за счет крошечной пенсии стариков. Даже небольшие деньги быстро развращают, пропадает желание работать. Посмотрите, на селе работают киргизы и таджики, а не русские парни и девушки.
Хотя мы и живем не в военное время, стране необходим некий мобилизационный проект. Обществу нужно отдать должное пенсионерам, ветеранам, представителям старшего поколения. Ведь они не бездельники, не сидят целыми днями на завалинке. Примерно треть из них продолжает работать. Только малая часть является трудоголиками, которые не могут отказаться от любимой работы. Большинство работает для того, чтобы резко не уронить уровень жизни с выходом на пенсию.
Простому человеку устроиться на работу после 40 лет уже проблематично. Зато возраст выхода на пенсию для чиновников, которые и так не бедствуют, подняли до 70 лет. Да и куда устраиваться? Нужно развивать производство, чтобы в бюджет поступали налоги. Мы выкачиваем нефть, газ, исчезает то, что было создано раньше. Например, работал бы завод Сибтяжмаш — работали бы люди. Самое страшное, что работу теряют люди предпенсионного возраста. У пенсионеров есть хоть какой-то кусок хлеба, а у этих нет ничего. В результате человек теряет квалификацию, появляется целый пласт иждивенцев.
На вес золота
Однако нельзя сказать, что все предаются унынию. Как раз еще одной задачей краевого Совета ветеранов является вдохнуть в пенсионеров новую жизнь. Многие сложно переживают процесс адаптации к своему новому качеству — без работы, льгот, когда приходится рассчитывать только на пенсию. Ветеранские организации наиболее жизнеспособны при крупных предприятиях. Таких, как железногорский Горно-химический комбинат, НПО прикладной механики имени М.Ф. Решетнева, ГМК «Норильский никель», Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова.
В каждом районе Красноярска есть ветеранские клубы по интересам, где пенсионеры учатся рисовать, вышивать, занимаются резьбой по дереву, танцами, участвуют в концертах. Руководители подобных организаций зачастую работают бесплатно и ценятся на вес золота. Это люди советской закалки, воспитанные на правильных идеях и твердых принципах, остающиеся патриотами своей страны.
Наша беда в том, что образованная и амбициозная молодежь уезжает за границу в поисках лучшей жизни. В итоге в стране могут остаться только пожилые люди и мигранты. Важно помнить, что Россия — это не Таиланд, где для поддержания жизни достаточно сорвать банан и порыбачить в море. Нам необходимо развивать производство, удерживать огромные территории и войти в состав если не великих, то хотя бы цивилизованных государств. И будущее страны наиболее сильно беспокоит ветеранов — тех, кто эту страну создал.
Анатолий Самков
По заказу агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на 2012–2014 годы.