Главный полицейский страны Владимир Колокольцев специальным приказом обязал подчиненных начинать рабочий день с чтения прессы и новостей в интернете. В случае если в СМИ будет обнаружена нехорошая информация о ведомстве, ее требуется оперативно проверить и опровергнуть, либо взять в работу. Тем самым Колокольцев намеревается бороться с журналистами, которые задевают честь мундира, и повысить доверие населения.
По сообщению федерального издания «РБК daily» министр внутренних дел России Владимир Колокольцев подписал приказ, обязывающий всех полицейских руководителей начинать рабочий день с просмотра прессы и мониторинга интернета. Начальникам предписано отслеживать все материалы о деятельности подчиненного подразделения и оперативно опровергать недостоверные сведения, пишет издание. Информация об опровержениях будет передаваться в управление общественных связей МВД «для доклада руководству министерства и размещения на официальном сайте МВД».
В случае выявления недостоверной информации, вышедшей из-под пера журналистов, сотрудники ведомства могут смело обращаться в суд с требованием опровержения. Адвокаты полицейским будут предоставляться бесплатно. Таким образом в ведомстве пытаются добиться повышения доверия населения к себе.
В связи с новым законотворческим опытом российской милиции возникает два вопроса: кто и как читающее полицейское начальство будет контролировать, и зачем в этом случае ведомству нужна пресс-служба? Получается, высокие чины в погонах будут дублировать функции специально организованного для этого подразделения МВД и наоборот.
В том, что такого не будет, уверен депутат Законодательного собрания Красноярского края Юрий Швыткин. По его мнению, новый приказ пойдет только на пользу всему ведомству.
- Понятно, что полиция должна быть открыта для общества. И понятно, что руководители должны реагировать на сигналы, поступающие из средств массовой информации. Раньше это было поставлено на поток – только по телевидению вышел сюжет о коррупции, например, сразу же появляется реакция прокуратуры или милиции. Потом это ушло в прошлое, но сейчас с выходом данного приказа возвращается. Министр МВД Колокольцев пошел по очень правильному пути. Насколько я знаю, взят курс на сокращение пресс-служб. Ведь сегодня не только в горотделах существуют такие сотрудники, но и практически в каждом подразделении. Вместо того чтобы увеличивать оперативный состав, на определенном этапе были созданы эти пресс-службы, которые занимаются подготовкой печатных материалов. А раскрытие и предупреждение преступлений страдало.
При этом Швыткин допускает – появление приказа не означает, что полицейские чины только и будут сидеть в интернете и читать прессу, заниматься анализом – возможно, эти функции будут переданы заместителям.
Совершенно противоположно высказался депутат городского Совета и адвокат Александр Глисков.
- Я думаю, эффект от судилищ с журналистами будет прямо противоположный, - говорит он. – Во-первых, в последнее время иски о защите чести и достоинства от должностных лиц, «испытывающих горечь», считаются дурным тоном. Во-вторых, эти дела являются достаточно сложными, а судебная практика складывается не в пользу высокопоставленных истцов. Поэтому можно предположить, что будет подано большое количество безграмотных заявлений, в удовлетворении которых суды откажут. В итоге большинство таких процессов дадут СМИ лишний повод покритиковать полицию.
Глисков приводит конкретные примеры противостояния СМИ и полиции.
- Я лично, представляя интересы журналистов, был свидетелем нескольких комичных процессов с участием полицейских, - вспоминает Глисков. – К примеру, один из начальников ГУВД края оспаривал высказывание журналиста, назвавшего СОБРовцев «гориллами в масках». Другой начальник обиделся на описание собственного поведения на пресс-конференции, где он с улыбкой рассказывал, как ловили маньяка-насильника. В итоге мы в суде просматривали видеосюжеты. Представитель полицейского – штатный юрист ГУВД – доказал, что это была не улыбка, а «полуулыбка». Буквально недавно закончился процесс о защите деловой репутации, где истцом выступал хам: заместитель начальника Школы милиции, преподаватель гражданского права. В итоге гражданско-правовой спор он с треском проиграл. Еще и судебные издержки с него суд взыскал 30 тыс. рублей. Спрашивается, чему он учил будущих полицейских, если в собственных правах толком не разбирается.
Как бы там ни было, результаты издания такого приказа можно будет оценить лишь по прошествии времени. И скорее всего, повод для оценки дадут новые громкие и не очень противостояния журналистов и полицейских. Все-таки повышать к себе доверие необходимо качеством собственной работы.
P.S. Интересно, кто из полицейских начальников прочитает завтра утром этот материал?