Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Сверхзадача для России — партнерство общества и власти

Сверхзадача для России — партнерство общества и власти

17.12.2012
10

Подошел к концу проект интернет-газеты Newslab.ru, посвященный гражданскому обществу. Надеемся, что читатели благодаря нашим гостям — красноярским ученым и общественным деятелям — получили много информации к размышлению. Завершает проект статья доктора философских наук, заведующего кафедрой философии СФУ Вячеслава Кудашова. Автор посвятил свою работу главному вопросу — что может и что должно сделать гражданское общество, чтобы в России стало лучше жить.

Факторы, которые сведут реформы на «нет»

Вячеслав КудашовГражданское общество можно понимать лишь как схематическую совокупность элементов общества, находящихся за чертой системы государственного управления. Тогда оно вполне укладывается в треугольник «частный сектор — некоммерческие правительственные общественные организации — физические лица». Однако при таком подходе теряется объединяющее начало, позволяющее предположить, что элементы данного треугольника могут устанавливать с властью некие партнерские отношения или играть существенную роль в формировании той или иной национальной стратегии.

Эффективная стратегия национального развития должна включать в себя структурную реформу основных государственных институтов, упорядочение системы управления и обеспечение подотчетности государственных органов, изменение морально-этических норм, господствующих в обществе и привлечение к решению этих задач не только государственных органов, но и структур частного бизнеса и гражданского общества.

Глубокая структурная реформа, включающая в себя такие задачи, как реформа системы управления, несомненно, является сложной и долгосрочной задачей. Здесь не может быть скорой победы. Любые реформаторские усилия, направленные на развитие, могут быть сведены на «нет» целым рядом факторов:

  1. Недостатком власти на самом верху — новая администрация может искренне стремиться к развитию страны, но ей достается в наследство коррумпированный бюрократический аппарат, который сопротивляется любым инновациям;
  2. Отсутствием политической воли у правящей «верхушки»;
  3. Слишком громкими обещаниями, ведущими к преувеличенным и нереальным ожиданиям, что в конечном итоге приводит к потере общественного доверия;
  4. Проведением «реформ ради реформ» без должной координации. Когда неясно, ради кого совершаются эти реформы, и ни у кого не возникает особого желания проследить за их осуществлением;
  5. Проведением реформ исключительно «сверху», путем издания директивных актов, либо под принуждением, что приводит к репрессиям, злоупотреблению властью и коррупции;
  6. Проведением реформ, не затрагивающих правящие верхи и ограничивающихся только «мелкой рыбешкой». Если закон применяется несправедливо и по-разному к разным членам общества, он вскоре перестает соблюдаться и теряет силу;
  7. Неспособностью установить институт устойчивых реформ — механизм, который пережил бы конкретных людей, затеявших сами реформы;
  8. Неспособностью государства вовлечь в процесс реформирования общественность и частный сектор.

Серьезные и согласованные реформы должны включать в себя:

  • ясно выраженное стремление политических лидеров к развитию во всех аспектах общественной жизни и согласие самим стать объектом проверок;
  • стремление изменить саму систему, а не периодически устраивать «охоту на ведьм»;
  • обеспечение соответствия должностных окладов госслужащих и политических деятелей той мере ответственности, которую они несут в силу занимаемой должности, а также приведение в соответствие их заработной платы уровню зарплат в государственном и частном секторе;
  • установление партнерских отношений между правительством и гражданским обществом.

Из перечисленных элементов «идеальной» стратегии развития некоторые уже активно разрабатываются различными российскими государственными и негосударственными организациями и институтами. И лишь последний элемент по-прежнему представляется и самым простым и самым невозможным с точки зрения его практической реализации.

Равный диалог, о котором приходится мечтать

Под гражданским обществом в России на настоящий момент понимается некоторая совокупность общественных, некоммерческих, неправительственных организаций и институтов. В эту совокупность входят профессиональные, образовательные, религиозные, правозащитные, научные организации и организации бизнеса. Все они финансово находятся в состоянии «свободного плавания», т.е. не получают, или, по крайней мере, не должны получать финансовой поддержки со стороны государства. Даже это неполное определение позволяет приблизиться к ответу вопрос о партнерстве общества и власти.

Во-первых, базовым условием партнерства должно быть хотя бы приблизительное равенство позиций потенциальных партнеров. Гипертрофированный бюрократический аппарат, потребляющий на поддержание себя самое значительную часть небогатого национального бюджета и при этом отстаивающий позицию радетеля за дела народные, очевидно не может и не хочет замечать существование в России достойного себя партнера в лице гражданского общества. Все попытки отдельных институтов гражданского общества стать вровень с органами власти терпят фиаско: либо с точки зрения сохранения независимости, либо с точки зрения долгосрочной устойчивости, либо в силу принципа «один в поле не воин».

Во-вторых, формирование любого партнерства предполагает наличие хотя бы стремления к равному и открытому диалогу. На данный момент о подобном в отношениях гражданского общества и власти в России приходится только мечтать. Как это ни странно, в этом нет ничьей прямой вины, как не может быть чьей-либо вины в том, что если не невозможен, то весьма затруднен диалог с глухим. Проблема еще и в том, что исторический языковой барьер усугубляется врожденными и пока не поддающимися корректировке генетическими изъянами. То есть путь к общественно-государственному партнерству в России лежит через десятилетия всеобщего гражданского образования, через формирование открытого и эффективного государства и сильного и массового гражданского общества. Но это задача для многих поколений, и ее решение станет основой для постепенного, а не революционного развития России.

На сегодняшний же день приходится констатировать: построение партнерских отношений общества и власти в России является сверхзадачей, и от гражданского общества оно потребует кропотливой и длительной работы по системному самосовершенствованию. К сожалению, именно в области формирования партнерского взаимодействия гражданского общества и власти как базовой составляющей эффективной национальной стратегии развития, силы гражданского общества ближе пока еще к абстрактной, чем к конкретной возможности.

Не повод сидеть, сложа руки

В краткосрочной перспективе институты гражданского общества должны четко определить круг задач по взаимодействию с институтами государства и бизнеса. На самом деле набор инструментов и механизмов влияния в арсенале гражданского общества весьма ограничен. Помимо работы по широкому гражданскому образованию к ним можно отнести пропагандистскую, мониторинговую и лоббистскую деятельность. Привлечение внимания общества, бизнеса и власти как к отдельным, так и к системным социальным проблемам может носить перманентный характер. Активный мониторинг предполагает необходимость использования полученной и проанализированной информации для «давления» на власть, для цивилизованного «лоббирования» общественных интересов. Оказывать системное и организованное давление на исполнительную власть, защищая общественные интересы, в российских условиях просто необходимо.

При использовании этого инструмента, некоммерческие организации могут стремиться к решению двуединой задачи: способствовать гражданскому образованию, в том числе и власти, через конкретные социальные проекты и программы. В качестве примера можно привести работу по выработке законов, не являющихся напрямую антикоррупционными, но способствующих установлению норм прозрачности и подотчетности в обществе.

Лоббируя разработку таких законов, институты гражданского общества могут, с одной стороны, привить осознание необходимости их существования в умы отдельных государственных служащих. С другой стороны, добившись их принятия, пусть даже не в федеральном, а в региональном масштабе, можно положить начало формированию такой правовой среды, где понятия «прозрачность», «подотчетность» и «порядочность» станут основой общих правил существования российского государства.

И в этом смысле, при всех немногочисленных «за» и более чем очевидных «против», можно надеяться, что возможности национального развития силами гражданского общества при всей их ограниченности вполне реальны. К сожалению, успехи такой деятельности редки и не всегда заметны, а провалы многочисленны и одиозны. Однако это не повод сидеть, сложа руки и ждать, когда позитивные изменения в нашей нелегкой жизни произойдут сами собой. Необходимо быть прилежными учениками, смирить гордыню и извлекать из всего российского и международного опыта развития гражданского общества трудные, но необходимые уроки.

Доктор философских наук, заведующий кафедрой философии СФУ Вячеслав Кудашов

По заказу агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на 2012–2014 годы.

Рекомендуем почитать