Накануне в Красноярске состоялась встреча депутата Госдумы от Красноярского края Дмитрия Носова с общественностью. Цель благая — обсудить перед рассмотрением в парламенте антитабачный закон. Носов «привез» в город свои поправки, против которых резко возражают многие его коллеги.
Так называемый антитабачный закон — история долгая и запутанная. Сначала борцы за здоровый образ жизни ждали подписания Россией международной конвенции, после — ее ратификации, после — начала действий. Но действия все не начинались. Борцы все время обвиняли в этом лоббистов табачных компаний — мол, те заносят отдельным политикам и чиновникам деньги, дабы тему замолчать.
И вот в декабре у гидры под названием табак появился новый отчаянный противник — призер Олимпийских игр по дзюдо Дмитрий Носов, который точно знает, как бороться. И не важно — на татами или с табаком.
— А, у нас здесь всё будет? — удивился депутат Государственной думы Дмитрий Носов. И удивиться было чему. Встречу с красноярцами, сторонниками антитабачного закона министерства здравоохранения РФ, назначили в маленьком кабинете. Организаторы — Центр медицинской профилактики — видимо и не предполагали, что соберется достаточно участников. Их вместе с Носовым пришло ровно семь.
— А говорили, что пресса подтянется? — второй раз удивился Носов.
— Пресса вот, всех пригласили, — ответили ему и показали на корреспондента интернет-газеты Newslab.ru.
— А мне говорили, что здесь целая организация сторонников, — разочарованно произнес Носов. — Сейчас секундочку, я напишу... Твиттер читаете? Я вот тут пишу о нашей встрече, чтобы все знали.
Пугалки
Депутат Носов начал сразу: «Я такой воин, который бьется за антитабачные меры. И сейчас у меня ощущение, что все борцы с табаком, наоборот, являются лоббистами табачных компаний». О заговоре Носов рассуждал весьма логично — как можно за пять лет после подписания конвенции против табакокурения не продвинуться в этом вопросе ни на шаг? Значит, такая медлительность кому-то нужна.
— Люди все это время делали видимость работы и за это еще и деньги получали. Я говорю, например, о Герасименко, который сейчас главный антитабачник. Он депутат Госдумы, который борется с табаком с 2001 года. Почему он выступил сейчас против моих поправок? — заявил Носов, оговорившись, что это лишь догадки, а вовсе не обвинения. Зато рассказал, что обвиняют в лоббизме и его самого — мол, это депутат Носов делает все для фармакологических компаний. — Но я хоть раз сказал, что нужно какой-то пластырь клеить?
В этот момент в кабинет зашла депутат Законодательного Собрания Татьяна Волоткевич. Носов поздоровался с ней по-спортивному, за руку.
Далее он рассказал о своих поправках в закон и полученных откликах, например, таких: «курилки запрещать нельзя, нужно лишь сделать нормальную вентиляцию», «вред пассивного курения не доказан», «если запретить курить в кино, придется вырезать много сцен», «если запретить курить, то начнут курить везде и начнутся пожары»...
На одном из пунктов в беседу вступила Татьяна Волоткевич. Сначала Носов рассказал историю, как под табличкой «курить запрещено» в туалете Заксобрания края увидел человека, который стоял и спокойно курил, чем и разбередил душу депутата.
— Да у нас и в женском туалете такая же ситуация! Я прошла по кабинетам и сказала всем — найду, кто курит, добьюсь, чтобы выгнали с работы! — рассказала о своем возмущении Волоткевич. — Мы рассматривали этот федеральный закон в первом чтении. У нас — на заседании комитета по здравоохранению и социальной политике. И у нас Добровольская курит, как не знаю кто, но даже она поддержала этот закон!
Они еще долго обсуждали «на троих» историю с табачными запретами. И про убытки киоскеров, чья ассоциация по счастливой случайности появилась незадолго до рассмотрения законопроекта, и про убытки малого бизнеса в случае запрета торговать табаком в ларьках и павильонах, и т.д.
Как работает Госдума
Дмитрий Носов под конец антитабачных разговоров рассказал, как организована работа в парламенте. По его словам, из рук вон плохо, и возможно, это делается намеренно.
— Я за все поправки буду выходить и биться. Сейчас вот какой механизм будет — я приеду, пойду в администрацию, потом мы соберем межфракционную группу и будем долбить по полной программе! За каждую поправку биться. Сейчас война за это начнется! — пообещал Носов. — У нас знаете, какая система? У нас дурдом! У нас повестка на завтра приходит в восемь часов вечера! И там от 50 до 80 вопросов. Я пытаюсь как-то работать, привлек людей. Ощущение, что это специально делается для тех, кто в теме. Потому что невозможно...
Депутат признался, что для подготовки к сессиям парламента привлек даже собственного отца, который является «неплохим аналитиком». И просто чтобы прочитать все эти 50-80 вопросов без какого-либо анализа, по его словам, уйдет ночь. А утром эти вопросы уже нужно рассматривать и принимать. Либо отклонять.
— Кроме того, на утро процентов 30-40 дополнений всегда есть. Откуда-то с потолка! — закончил он.
Над всей этой встречей можно было бы от души посмеяться. Ну, представьте, сидят семь человек и обсуждают закон, который вряд ли будет принят в нормальном виде. От них ничего не зависит. Но ради них в Красноярск прилетел целый депутат Госдумы. Какие законопроекты приедут обсуждать другие красноярские думцы?