Главная
>
Статьи
>
Беспредел / Autoreiji

Беспредел / Autoreiji

29.04.2013
16

Режиссер — Такеши Китано

В ролях: Такеши Китано, Киппэй Сиина, Рё Касэ, Томокадзу Миура, Дзюн Кунимура

Продолжительность — 109 мин

В общем, все умерли — это старое анекдотическое определение японского кино довольно гладко ложится на «Беспредел», возвращение маэстро Такеши Китано к своей фирменной бандитской тематике. Возвращение, обставленное без всякого сентиментализма и соплей.

Китано, бывший телевизионный комик, когда-то сделавший себе режиссёрское имя серией жестоких кинематографических романсов про бандитов и копов, большую часть нулевых потратил на бесконечные абсурдистские саморефлексии о месте художника в жизни (см. «Такешиз», «Ахиллес и черепаха» и пр.). Но в десятых, как по расписанию («Беспредел» снят в 2010-м, и с тех пор у него, даже несмотря на верность первой фразы в рецензии, успел выйти прошлогодний сиквел), решил тряхнуть стариной. Мировое киносообщество отреагировало с энтузиазмом — после премьеры в Каннах «Беспредел» даже выдвигали в номинанты на Золотую пальмовую ветвь; по итогу, правда, оставили без единого приза.

Сам Китано, впрочем, уверяет, что он просто снимает жанровое кино по просьбе продюсеров — и такой взгляд на вещи со стороны сценариста, продюсера, режиссера, монтажёра и звезды фильма во многом объясняет ту сюжетную бесхитростность, с которой выстроен «Беспредел». Представителю клана якудза среднего уровня (собственный отряд бойцов уже имеется, но все решения по-прежнему спускаются сверху; статус главного героя, которого играет сам Китано, блистательно продемонстрирован без единого слова в открывающем фильм плане) поручают организовать склоку с другой семьёй — главы их кланов вроде бы дружат, но самый главный босс эту дружбу не одобряет. Дальше нам наглядно демонстрируется механизм того, как маленькое недоразумение можно постепенно развернуть в полноценную кровавую баню — с использованием не только привычных ножей и пистолетов, но и нестандартного инструментария вроде палочек для еды или бормашины.

Мысль, в общем, предельно понятна — пока низовые бойцы честно рвут друг друга на части, их руководители, прикрываясь понятиями о чести, долге и многолетних бандитских традициях, откровенно пытаются урвать каждый побольше, натравливая друг на друга всех тех, кем они по идее должны руководить. Никакой бандитской романтики тут нет и в помине — только алчные скоты, отправляющие на бойню берущих под козырёк садистов. Не то чтобы это был какой-то новый взгляд на проблему, это да — но выступлению Китано свойственна некоторая угрюмая лаконичность, которая в конечном итоге оказывается предельно убедительной. У Китано-режиссера в «Беспределе» — такое же невозмутимо замеревшее лицо, как у Китано-актёра; и когда он таким взглядом смотрит на всю эту кровавую возню людей в стильных пиджаках, пробирает в конце концов нешуточно.

Вердикт — Китано возвращается домой; убедительно лаконичный бандитский эпос об истинной сущности всех бандитов

Рекомендуем почитать