Главная
>
Статьи
>
Все там будем

Все там будем

08.05.2013
2

Похоже, что для красноярских интернет-провайдеров и операторов сотовой связи Новый год наступает 7 мая — в День радио. Ежегодно по случаю этого профессионального праздника они собираются за круглым столом — подвести итоги, поделиться достижениями, обсудить общие проблемы и высказать претензии конкурентам. Впрочем, споров между участниками рынка в Красноярске с каждым годом становится все меньше — в городе растет число проектов, в которых конкуренты оказываются коллегами и партнерами.

Даешь Красноярску бесплатный Wi-Fi

Руководитель управления информатизации и связи администрации Красноярска Андрей Карасев говорит о последних результатах развития коммуникаций в городе: наиболее динамично у нас развивается интернет. На сегодня в Красноярске работает более 40 провайдеров, а их общая абонентская база широкополосного доступа (ШПД) составляет около 400 тыс. подключений. При этом она продолжает стабильно увеличиваться — только за прошлый год прирост составил 76 тыс. новых абонентов. Число их растет в основном за счет физических лиц, поскольку организации и предприятия давно и практически на 100% подключились.

Из беспроводных технологий Карасев в первую очередь отметил появление сети 4G, которая с декабря 2012 года была запущена в коммерческую эксплуатацию «МегаФоном».

Заявленный в прошлом году проект публичного бесплатного доступа Wi-Fi также реализуется полным ходом. Напомним, инициатором проекта выступила компания «Интертакс», которая предложила сделать всю территорию города зоной бесплатного интернет-доступа. На сегодня компания организовала «хот-споты» на набережной левого берега. На правом берегу проект подхватила группа компаний Maxima (три провайдера), которая также обеспечила «вай-фаем» набережную. Кроме того, на сегодня к проекту подключились «Ростелеком» и «ЭР-телеком». К 385-летию Красноярска консорциум провайдеров обещает установить в городе 385 точек доступа, а к концу года их количество планируется довести до тысячи.

Интернет — наше все

Постепенный переход всех видов связи в интернет — пожалуй, главная тенденция, озвученная операторами. Руководители компаний Красноярска констатировали, что интернет быстро «отжимает» долю рынка голосовой связи, а также становится основным проводником текстовой передачи данных и ТВ. Наиболее явно это ощущают операторы сотовой связи. — Наша доля выручки от передачи «голоса» уже сейчас составляет около 60%, и она ежегодно сокращается. Если раньше сложно было представить другой способ общения, кроме как взять трубку и поговорить, то сейчас есть «скайп» и аналогичные сервисы. Наряду с развитием пользовательского контента, появляются новые, более технологичные гаджеты. Развивается и становится широко доступным мобильный интернет, а доступ в сеть как таковой становится все более выгодным по цене. Эти факторы говорят о том, что скоро все мы — операторы связи — будем в интернете, — заявил директор Красноярского филиала ОАО «ВымпелКом» («Билайн») Максим Шарков.

Наряду с этим, «интернетизация» охватывает все более широкие слои населения. Провайдеры говорят, что в числе активных пользователей интернета сегодня не только «продвинутая» молодежь и люди среднего возраста, но и старшее поколение, а также те, кто ранее просто не интересовались телекоммуникационными технологиями. Их вовлечению, в частности, способствует то, что интернет все больше забирает на себя функцию проводника телевещания.

«ЭР-телеком» провел исследование и выявил типологию современных пользователей интернета и цифрового ТВ. Как признался директор красноярского филиала компании Евгений Шустов, результаты во многом стали неожиданными:

  • 26% — гики (гаджетоманы и фанаты интернета). Сегодня это преимущественно молодые люди с доходом выше среднего, женатые, с детьми. Интернет для них буквально все: работа и досуг. В сети общаются, заводят друзей, просматривают фильмы и платное ТВ. 97% из них говорят, что без интернета могут прожить не более 2 часов;
  • 26% — население от 45 и старше. Много пенсионеров. Для них интернет — способ времяпровождения. Практически не скачивают контент и не пользуются сервисами, но регулярно просматривают ТВ;
  • 24% — не золотая молодежь, студенты. Категория с доходом ниже среднего, но очень требовательная к операторам. Интернет для них — способ быть на связи, источник актуальной информации, возможность смотреть ТВ (сериалы и музыкальные программы);
  • 12% — бизнес. Менеджеры среднего и высшего звена с доходом выше среднего. Противоречивая группа: очень важно, чтоб качество интернета было самым лучшим из представленного на рынке, и чтобы каналов ТВ было как можно больше. При этом просматривают от силы два канала и не более чем по 10-12 минут в день;
  • 12% — домохозяйки. В основном с детьми. Интернет — источник расслабления, возможность узнать что-то новое. Главную роль играет ТВ — возможность смотреть фильмы, за неимением времени на походы в кинотеатры.

— Исследование показало, что провайдеры интернета все больше становятся провайдерами цифрового телевидения. Кроме того, понятно, что сегодня практически все категории населения не представляют своей жизни — досуга или работы — без интернета, — резюмировал Шустов.

Проблемы со связью

В отличие от интернетчиков, которые в основном хвастались достижениями, сотовики больше жаловались на проблемы. В Красноярске трудно стало работать, развивать сеть базовых станций, от чего ухудшается связь и растут жалобы абонентов, говорили они.

— В Красноярске есть места, где сложно обеспечить качество голосовых услуг и передачи данных. В основном это жилые районы с плотной многоэтажной застройкой. Договориться с жителями о размещении станции на крыше дома практически невозможно, а получить земельный участок под строительство — не менее сложно. Для примера скажу, что у нас был опыт строительства антенны на собственном участке. Тогда вся процедура от согласования до сдачи объекта заняла 4 года. Мы не можем при таких сроках оперативно реагировать на изменения, которые происходят в городе — развитие инфраструктуры и появление новых микрорайонов, — посетовал руководитель по инфраструктуре Красноярского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Игорь Кольтюгин. Его всецело поддержал коллега-конкурент Максим Шарков.

Пользуясь присутствием чиновника Карасева, операторы попросили содействия у мэрии. В частности, предложили они, можно размещать базовые станции на зданиях и территориях, принадлежащих муниципалитету и различным ведомствам, упростить процедуру выделения участков под объекты связи, а также обязательно включать такие участки в проекты застройки новых микрорайонов. — По сути, связь на сегодня — это «товар» первой необходимости. Поэтому мы считаем, что при планировании новых микрорайонов нужно учитывать строительство там антенных сооружений, наряду со школами, детскими садами, магазинами и прочими объектами, — заявил Кольтюгин. (К слову, на федеральном уровне сегодня обсуждается вопрос о включении услуг связи в потребительскую корзину).

Карасев ответил, что проблему в администрации знают, но решить ее не так просто. — Ситуацию изменил Жилищный кодекс, который ввел понятие «собственник жилья». Это резко осложнило отношения между операторами связи и владельцами домов. Если ранее на установку антенн не требовалось согласия жильцов, то сейчас это необходимо, и многие люди против этого. Считается, что это вредно для здоровья. На мой взгляд, в развитии этой радиофобии во многом виноваты СМИ, которые спекулировали на данной теме. Что касается муниципального имущества, то тут регулятором выступает федеральное законодательство, так что на уровне города тоже предпринять что-то сложно, — пояснил Карасев. Впрочем, чиновник пообещал собрать в администрации города рабочую группу по этому вопросу, и как-то посодействовать его решению.

Рекомендуем почитать