Сегодня в Законодательном собрании Красноярского края прошло заседание круглого стола. Обсуждали, как сделать жизнь сельчан лучше. Официальное название дискуссии — «О совершенствовании механизмов мер государственной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности». По итогу оказалось, что меры поддержки есть, но они недостаточны. А купить или построить новое жилье на периферии мешают жадные банкиры.
Второй по размерам зал Заксобрания едва вместил всех приглашенных. Здесь были и чиновники министерств, и депутаты, и главы районов. К моменту начала человек десять встали у стеночки.
— А там почему на ногах? — поинтересовался депутат Валерий Сергиенко, который был модератором круглого стола.
— Сейчас еще 15 стульев принесут, — ответили ему.
— Ну, как же так? — досадовал он. — Главы! Проходите!
— Так, некуда, — парировали они. Но в итоге вскоре все расселись.
Сергиенко на правах председателя комитета по делам села взял первым слово. Он сразу сказал, что задача мероприятия — не искать виновных и не обвинять, а обсуждать. Сначала определить основные проблемы со строительством жилья на селе, а после попробовать найти их решения. С первой частью он справился самостоятельно в своем двадцатиминутном выступлении.
— Нельзя требовать 50-центнеровой урожайности от жителей, живущих в развалинах и развалюхах. От жителей, не имеющих в деревне воды, — начал он. — Да, жилье строится. Да, у нас существует целый ряд программ по этому направлению. Но у меня на столе справка Красноярскстата, где черным по белому написано: в 1990 году в Красноярском крае на селе было введено 413 тысяч квадратных метров жилья. Мы построили на селе более десятка Домов культуры, ежегодно — больше десяти школ. Сотни километров дорог с твердым покрытием, сотни километров водопроводов и сотни скважин...
Позже появилась цифра и для сравнения. За последние пять лет на селе построено 50 тысяч квадратных метров жилья. Любопытно, что Сергиенко привел именно 1990 год — тогда он занимал должность председателя Красноярского крайисполкома Совета народных депутатов.
— Жители села хотят жить как люди, — заключил депутат. — Россия и Сибирь, прежде всего, весь мир снабдила газом. Только в самой Сибири газа на селе нет. И смею вас заверить — очень нескоро будет.
Правда, чуть позже народный избранник обвинил и самих сельчан: «Чем дальше за Урал, тем более неприглядные мы видим села. Взять метлу и подмести около своего двора, улицу — это стало, извините, западло для большинства жителей наших сел».
Министр сельского хозяйства и продовольственной политики Леонид Шорохов в своем выступлении во всем с Сергиенко согласился. Он в тысячный раз рассказал о краевых программах и в миллионный, что денег на них выделяется недостаточно. Также он выразил желание услышать как можно больше предложений от участников круглого стола.
— С 2007 года по 2012 мы обеспечили жильем через программу 849 участников. Из них работников АПК — около 60 %, работников социальной сферы — 40 %, — отчитался он. — За последние пять лет мы ввели на селе 50 тысяч квадратных метров. Это цифры, конечно, несопоставимые с тем, что называл Валерий Иванович. Но, что есть — то есть.
Представители министерства строительства, а также энергетики и ЖКХ выбрали нужный тон в своих докладах. Они рассказывали, что делают многое и признавали, что этого недостаточно. Да, это хорошо, что на прокладку сетей на селе выделено 500 млн руб. Но ведь необходимо 6 млрд. И стало понятно — скручены у чиновников руки. А дай им волю и все необходимые средства, развернули бы душу и сделали бы деревню раем на земле.
— Сообщения докладчиков оптимизма не прибавили, — прокомментировал выступления депутат и сельчанин Николай Креминский и предложил, — для того, чтобы комплексно всем заниматься, нужен человек, который бы координировал все действия. Должна быть должность при губернаторе края, которая бы курировала и строительство, и дороги. Но только на селе.
А пока этой «должности» нет, депутат Заксобрания Владислав Зырянов назначил виновными во всех строительных бедах на селе банкиров. Во время доклада представителя «Россельхозбанка» он посчитал нужным его прервать.
— Зашел на сайт вашего банка. Здесь ипотечный калькулятор. Берем, например, ипотеку 1 миллион 200 тысяч рублей. Ежемесячная сумма оплаты — 13 тысяч 265 рублей. Это на 15 лет. Если на 25 лет — 11 тысяч. А средняя зарплата на селе — 12 тысяч с копейками, — сыпал он цифрами и возмущением. — Вы поймите — можно сельское хозяйство держать на искусственной вентиляции легких, кормить его, поить, поддерживать за счет всяких программ. Но пока не будет нормального рыночного механизма...
Почему Зырянов решил, что представитель «Россельхозбанка» с его минимальными ставками по ипотеки в 10 с половиной процентов годовых душит село, так и осталось непонятным. Не понятно также, почему Зырянов сам себе не задал вопрос — а почему зарплата на селе всего 12 тысяч? С копейками.