Депутаты Законодательного собрания намерены предложить краевому правительству отменить норму социальной поддержки, которая гарантирует ежемесячные выплаты родителям, чьи дети не получили места в детском дошкольном учреждении. Высвобожденные деньги планируется пустить на строительство новых детских садов. По словам инициатора, депутата Марины Добровольской, если бы изначально компенсационные деньги шли на строительство, проблема сейчас уже не стояла бы так остро.
В словах Добровольской много правды и много логики. Но как быть с общественным мнением? Это же возмутительно — соседи компенсацию получали все время, а мы только начали и у нас эти деньги уже отбирают! То, что примерно такие слова родителей будут, народные избранники не сомневаются. Но и в своих убеждениях они тверды.
— Вопрос очень непопулярный, точнее скандальный, — предупредила депутат. — Он вызывает сплошное негодование. Приходят письма, в которых написано, что таких депутатов как Добровольская нужно гнать поганой метлой. И это самое мягкое.
Она понимает, что вызывает огонь на себя, но объясняет все чрезвычайно грамотно. С того времени — с 2007 года, как власти края начали выплачивать компенсации, на это было потрачено 10 млрд 679 млн руб. За эти деньги в крае можно было построить 103 детских сада на сто мест каждый. Добровольская напомнила, что программа действует до 2015 года, а это значит, что еще 5 млрд руб. из бюджета будут направлены на данную социальную норму: «а это еще 53 детских сада на сто мест».
Логика довольно проста — любая социальная мера должна иметь цель и снимать с повестки проблему. В данном случае компенсациями вопрос нехватки мест в детских дошкольных учреждениях не решается вообще никак. И даже не сглаживается.
— Я предлагаю антинародную меру — обратиться к правительству с тем, чтобы они рассмотрели данные, которые я представила, и пересмотрели свой подход, который заключается в раздаче денег всем подряд. Ведь мы сейчас раздаем эти деньги всем подряд — и многодетным, и матерям-одиночкам, и людям, которые занимаются бизнесом, федеральным служащим и так далее. Я подсчитала, что около 40 процентов, получающих данную меру поддержки, — это есть люди обеспеченные... Мы проедаем, мы отдаем эти деньги в никуда. Родители получают деньги, дети сидят дома и в итоге идут в школу неподготовленными. А если бы мы строили, дети бы шли в садик, а родители бы зарабатывали больше, чем эти 3900 рублей, которые, по сути, являются подачкой.
В завершении выступления, инициатор предложила прекратить «заигрывать с населением перед очередными выборами и быть хорошими в то время, когда проблема становится проблемой номер один».
Коллегу поддержала Елена Ледницкая и добавила, что к определению получателей таких выплат нужно подходить избирательно — так же как и при оказании других мер социальной поддержки.
— Политика — это не только улыбки. Это еще и жесткие меры, которые позволят завтра решить проблему, — добавила Добровольская. — Я хочу услышать мнение коллег, чтобы понимать, одна я иду с этим или нет. Но молчать я категорически не могу.
Коллеги-депутаты в принципе инициативу одобрили. Но все с той же оговоркой — совсем убирать компенсации нельзя. Просто их нужно давать тем, кто на самом деле в этом нуждается. Как вариант — определять получателей по справкам о доходах.
Николай Глушков, подводя итог, вспомнил, что идея выплачивать компенсацию именно нуждающимся была озвучена давно, но что-то не сложилось.
— Высвобожденные средства должны обязательно остаться в системе. Это обязательное условие. Только из социальных пособий они должны превратиться в капитальные вложения. А в каком объеме — это уже следующий вопрос, — заявил он. — 15 миллиардов рублей — это 15 тысяч мест в детских садах по самым грубым расчетам... Мы поддерживаем инициативу. Здесь должна быть политическая воля, для того чтобы наши слова и наши дела не расходились.
Обращение к правительству Глушков предложил подготовить от имени всего комитета, а не от одной Добровольской. Она была только за.