Госдума приняла изменения в закон о безопасности дорожного движения. На очереди еще пакет поправок, касающийся обучения водителей в автошколах. Требования к их подготовке станут жестче, однако в красноярских автошколах уверены, что и сейчас качественно обучают своих курсантов, а причины растущей аварийности на дорогах совсем иные.
В начале мая в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» были внесены существенные изменения. Появились новые категории водительских удостоверений, отменена возможность сдачи экзамена на права экстерном, а категорию D можно будет получить только с 21 года. Однако это еще не все. Вскоре вступает в силу закон об образовании, в котором будут пункты, касающиеся методик обучения в автошколах. Ожидается, что будет принят административный регламент предоставления МВД России государственной услуги по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений, а также будет утверждено положение о лицензировании автошкол. Возможно, автошколы обяжут проходить аккредитацию. В настоящее время готовятся соответствующие подзаконные нормативные акты.
С претензиями не согласны
Качество подготовки водителей в автошколах не выдерживает никакой критики. По данным ГИБДД, каждое пятое ДТП в России происходит по вине водителей-новичков — со стажем вождения до 3 лет. — Процент сдачи экзамена на права с первого раза каждый год снижается. В 2008 году с первого раза сдавали вождение 70% курсантов, сейчас около 50%. Естественно, у нас есть вопросы к автошколам о качестве подготовки водителей. Некоторые школы не выполняют полностью программы обучения, их курсанты не накатывают положенное количество часов, — заявляет представитель УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Андрей Полевой. По его словам, нынешние и грядущие изменения в законодательстве значительно ужесточат требования к подготовке водителей в автошколах.
Однако руководители автошкол Красноярска категорически не согласны с претензиями насчет качества обучения, и сетуют, что в их лице общественность и ГИБДД просто нашли козлов отпущения, которых обвиняют во всем, что сейчас творится на дорогах.
— Что значит плохое качество подготовки водителей? Есть конкретная методика приема выпускных экзаменов в автошколах. В ней прописано: курсант должен сдать теорию, практику вождения на автодроме и вождение в городе. Дают школы эти знания и навыки? Безусловно, дают. А прием экзамена ведет инспектор ГИБДД, и он же принимает решение о выдаче водительского удостоверения. Почему тогда потом все ругают только автошколы? Почему нет претензий к Госавтоинспекции, чьи сотрудники решают, давать человеку права или нет? — возмущается председатель региональной Ассоциации автошкол Красноярского края Константин Медведев.
Директор автошколы «Кар» Татьяна Чомариан добавляет, что напрямую соотносить качество подготовки водителей и уровень аварийности на дорогах неправильно: — Тут многое зависит от самого человека — его культуры, сознания, воспитания и т.д. В автошколах же не учат курсантов, например, садиться за руль пьяными или носиться по улицам с бешеной скоростью. Лично мое мнение таково, что необходимый уровень знаний и навыков в наших автошколах преподают.
Лицензирование надо ужесточить
Тем не менее, руководители красноярских автошкол признают, что изменения нужны и назрели они давно. В частности, все выступают обеими руками за то, чтобы было ужесточено лицензирование учебных заведений.
— Раньше автошколы были полностью подконтрольны ГИБДД. Чтобы получить лицензию, нужно было пройти акт обследования: проверялось, какое у тебя материально-техническое оснащение, какой автодром, какие автомобили, штат инструкторов и т.д. Сейчас ничего этого не надо. Лицензию может получить любой желающий, не имея никакой базы для подготовки водителей. В городе развелось множество автошкол-однодневок и «вольных стрелков» — частных инструкторов, которые не дают полноценных знаний и навыков вождения. Поэтому, если мы говорим о повышении качества подготовки водителей, нужно в первую очередь ужесточать правила лицензирования — обучением должны заниматься те, кто оснащен для этого всем необходимым, — говорит директор ООО «Автошкола» Сергей Дикий.
Насчет аккредитации, которая также, возможно, будет введена, руководители красноярских автошкол высказываются осторожнее. Всех смущает, что одним из требований для ее получения будет наличие автоматизированного автодрома. Такой невозможно создать на открытой площадке — потребуется крытый ангар. Затраты на строительство составят не один десяток миллионов рублей. Кроме того, непонятно, станет ли обучение водителей от этого качественнее. Впрочем, вопрос, есть ли необходимость вводить аккредитацию для автошкол, сейчас только обсуждается.
Связь с курсантами надо поддерживать
Как считают руководители автошкол Красноярска, неплохо, если бы водители периодически проходили дополнительную подготовку, своеобразные курсы подтверждения и повышения квалификации. Это поспособствовало бы снижению аварийности на дорогах.
— Как сейчас происходит? Курсант отучился, получил права и ушел. А надо, чтобы школы держали связь со своими учениками, узнавали, с какими трудностями они сталкиваются в процессе самостоятельного вождения, и помогали справляться с ними. Ведь автошкола дает только начальную подготовку, которая не может учитывать всех реальных ситуаций на дороге. Поэтому мы, например, тех, кто у нас выпускается, приглашаем через полгода — выяснить, как у них получается, дать практические советы и рекомендации, — рассказывает заместитель директора по административной работе учебно-производственной компании «АВТЭКС» Надежда Щербанёва.
В некоторых случаях дополнительная подготовка просто необходима и надо обязать водителей проходить ее, считают эксперты. — Например, в скандинавских странах, те, кто обучается вождению летом, зимой должны пройти дополнительные курсы. Думаю, что и у нас надо ввести такую практику. Не секрет, что зимой аварийность значительно увеличивается, в том числе, из-за того, что многие начинающие водители оказываются не готовыми к езде на скользкой дороге, — говорит директор автошколы «Драйв» Александр Борисов.
В красноярской ГИБДД согласны с тем, что автошколы должны поддерживать связь со своими курсантами. Более того, местные «гаишники» призвали автошколы организовывать периодические ликбезы для водителей. — Мы вышли с открытым письмом ко всем обучающим организациям, в котором призываем их проводить бесплатные публичные лекции для водителей, желающих восполнить пробелы в теоретических знаниях. Считаем, что это будет полезно не только для начинающих водителей, но и для опытных — как известно, у нас регулярно вносятся изменения в правила дорожного движения. Одна из школ уже подключилась к нашему призыву, — отмечает Андрей Полевой.