Главная
>
Статьи
>
«Спасательный плот» в Красноярском театре юного зрителя

«Спасательный плот» в Красноярском театре юного зрителя

14.06.2013
0

«Спасательный плот» в Красноярском театре юного зрителяДокументальная история, камерная сцена, 50 минут

«Спасательный плот» Никиты Рака стал заключительной премьерой этого богатого на события театрального сезона в ТЮЗе. Шутка ли, но в афише театра за год появилось шесть новых спектаклей для детей любого возраста, цвета и формы; кажется, не хватало только такой постановки: спокойной, совершенно не вычурной и семейной в самом правильном смысле этого слова.

История двух девочек, чудом выживших после попадания немецкой торпеды в пассажирское судно и проведших девятнадцать часов в морской воде, диво как хороша с точки зрения драматургии. Вместе с тем, поставить такой текст непросто, поскольку контекст, в который вписано это захватывающее дух приключение, приходится распознавать по газетным вырезкам да постмодернистским цитатам в голливудских кинолентах. Бесс (Лада Исмагилова) и Бет (Наталья Розанова) из последних сил держатся не только за обломки спасательной шлюпки, но и за воспоминания о доме и родителях, похожие на цветные картинки из сновидения: Джуди Гарленд, отмеряющая своими алыми башмачками расстояние до Изумрудного города, бархатистое «Would you like to swing on a star...», доносящееся из радиолы, украшенные огнями гирлянд рождественские ели — дивные, но малознакомые нам фрагменты чужой культуры.

Другая сложность состоит в том, что спектакль никоим образом не обращает зрителей к собственному детству, ведь у нас с вами просто не было таких переживаний, таких впечатлений; да и у наших родителей и их родителей разве они были? Дети, которых в разгар Второй мировой войны по распоряжению правительства на комфортабельном океанском лайнере перевозят в безопасную Канаду, а по дороге кормят шоколадным мороженым из серебряных вазочек: применительно к советскому прошлому это вещь немыслимая, непостижимая! Оттого натянутый поперек сцены крученый канат, символизирующий холодные атлантические волны — это еще и собственно трос, стягивающий две непохожих мира, пройти по которому без посторонней помощи нет никакой возможности.

Разрешая диссонанс культурных кодов персонажей и зрителя, режиссер замыкает восприятие спектакля на наиболее абстрактном и оттого легко распознаваемом во всех возможных обличьях образе — образе родного дома, лучше которого на свете места нет. Эту фразу как заклинание (а западный читатель, кстати, знает, что это и есть самое настоящее заклинание) твердят девочки, и то, что дома, как и семьи, были у них совершенно разными, не имеет в данном случае никакого значения. Вообще, ясность символов во многом характеризует режиссерскую манеру Рака; в его постановках все является тем, чем кажется в момент, непосредственно следующий за узнаванием объекта. Здесь эта наивная простота оборачивается благом: если мы принимаем как должное тот уровень условности, на котором покачивающийся канат — океан, а перевернутый диванчик — плот, то для того, чтобы вытащить из себя личные воспоминания о домашнем уюте и спокойствии, нам тоже потребуется совсем немного: мягкий свет, мягкий звук, легкая дурашливость пополам с незатейливой лирикой, да пара забавных детских историй.

Однако в море все всегда непросто. Говорят, что самый опасный момент для пассажиров, сумевших вовремя покинуть тонущий корабль — тот, когда он, корабль, уходит на дно, потому что в образовавшийся водоворот мигом затягивает всё находящееся неподалеку. Если бы режиссеру удалось безжалостно спихнуть в морские пучины публику, это можно было бы считать безусловной и окончательной победой. К сожалению, убаюканные Фрэнком Синатрой зрители легко остаются на плаву, и даже замечательно играющим актерам ни на что не попеняешь — тот градус драматизма, который они выдерживают, как представляется, оптимален и не нуждается в повышении. Нет, культурологический аспект здесь сам по себе оттесняет психологический на третий и четвертый планы, а ведь на высоких ступенях абстракции вообще невозможно кому-то всерьез сопереживать. Отсюда получается забавный парадокс: единственный изъян режиссерской конструкции заключается в том, что на этом спасательном плоту никак не получится утонуть. Никто не говорит, что тонуть нужно обязательно, но хотелось бы все-таки иметь такую возможность.

Евгений Мельников
фото: http://www.ktyz.ru 

Рекомендуем почитать