«Ситуация с ксенофобией по отношению к определенной национальности либо группы национальностей в Красноярском крае хотя и латентна, но вызывает тревогу», — считает гость проекта Newslab.ru о гражданском обществе, заместитель начальника управления общественных связей губернатора Красноярского края Рашит Рафиков. По его словам, результаты социологических исследований показывают, что уровень интолерантности к мигрантам среди определенных групп населения, в частности, у молодежи, достигает 80%.
Миграция в истории Красноярского края
По данным последней переписи населения 2010 года, в Красноярском крае помимо русских проживают представители 158 национальностей. Это почти 240 тыс. человек, или составляет 8,5% от всего населения региона. Но это без учета порядка ста тысяч мигрантов, прибывших из-за рубежа на заработки. Поскольку большинство из них предпочитает работать в таких крупных городах, как Красноярск и Норильск, именно здесь идет аккумулирование миграционно активных диаспор.
Сразу следует оговориться, что распространенный термин «коренное население» (аналог в научной фразеологии — аборигенное или автохтонное население), мы используем исключительно в отношении 8 народов Севера Красноярского края (долган, кетов, нганасан, ненцев, селькупов, чулымцев, эвенков, энцев), а также хакасов. Русские и некоторые другие национальности, которые в качестве землепроходцев осваивали огромные территории Енисейской губернии, являются «старожильческим населением». К этой категории относятся татары, чуваши, мордва, немцы, евреи, народы Балтии и др.
Некоторые из них попадали в Сибирь не по своей воле в качестве ссыльных и каторжан, но большинство приезжали добровольно, особенно в годы Столыпинской аграрной реформы, в поисках лучшей доли и больших земельных наделов. Перемещение огромных людских масс различных национальностей в енисейском регионе происходило за счет военнопленных Первой мировой войны, беженцев периода революций 1917 года и Гражданской войны, голода в Поволжье. В годы сталинских репрессий в Сибирь ссылались целые народы из Прибалтики, Крыма, Калмыкии, немецкой автономии на Волге. В послевоенный период на гигантские стройки в Красноярский край приезжали по распределению или оргнабору специалисты из национальных республик СССР.
Интересно, что в советский период удельный вес нерусского населения Красноярского края (с учетом Хакасии) был стабильным — на уровне 13,5% за исключением 1940 и 1950-х годов, когда этот показатель за счет этнических ссыльнопоселенцев превышал 15,7%.
После СССР
С развалом Советского Союза в национальном составе Красноярья обозначились три тенденции. Во-первых, зафиксировано увеличение перечня этносов. По данным переписей населения, в 1989 году в Красноярском крае насчитывалось 124 национальности, в 2002 — 137, в 2010 — 159. Причины этого кроются в росте национального самосознания, когда некоторые этнические групп получили статус самостоятельного народа. Наиболее яркий пример — чулымцы, которые насчитывают менее 700 человек и проживают исключительно в Тюхтетском районе Красноярского края и в соседнем Тегульдетском районе Тюменской области. В прошлом их причисляли к хакасам либо русским. В 2000 году чулымцам дали статус не только отдельного народа, но и коренного малочисленного народа Севера. Ранее талышей записывали азербайджанцами, нагайбаков — татарами, русинов — украинцами, езидов — курдами, бесермян — удмуртами. Увеличение национального состава связано и с тем, что в советское время Красноярский край время был закрыт для иностранцев из-за большого количества военно-промышленных предприятий. После «открытия» региона здесь появились представители таких ранее не встречавшихся национальностей, как англичане, американцы, шведы, португальцы.
Вторая тенденция касается уменьшения численности и удельного веса нерусского населения: в 1989 году в Красноярском крае без учета Хакасии на его долю приходилось 12,4% населения (378 тыс. чел.), в 2002 году — 11,0% (328 тыс. чел.), в 2010 г. — 8,5% (239,5 тыс. чел.).
Третья тенденция, вызывающая наибольшую тревогу у властей, относится к уменьшению численности и влияния старожильческих этносов, полностью адаптированных к местным сибирским реалиям, и увеличению количества и удельного веса миграционно активных диаспор Кавказа, Юго-Восточной и Средней Азии, некоторые из которых слабо интегрируются в мультикультурное пространство Красноярья. Если армяне в 1989 году по численности занимали в крае 22 рейтинговое место, то сейчас — восьмое. Азербайджанцы вышли на пятое место в крае, а в Норильске — на рейтинговое третье место. Безусловно, это вызывает определенное напряжение в обществе.
Всех поделим
Условно все народы Красноярского края можно поделить на четыре крупные группы: русский этнос, коренные малочисленные народы Севера (КМНС), национальные меньшинства, мигранты и лица без гражданства. У русских есть свои этнокультурные (казачество), этнотерриториальные (старожилы-ангарцы) и этноконфессиональные группы (старообрядцы), также существуют проблемы с национальным самосознанием и психологией, богоискательством (квазирелигиозные проблемы) и языком (заимствования, сленг, ненормативная лексика). У КМНС главная задача — физическое выживание, безработица, алкоголизация. В новых рыночных условиях они испытывают огромные трудности с реализацией продукции традиционных промыслов. Для национальных меньшинств, в первую очередь, нужно решать вопрос культурологического характера — поддержание традиций, языка и истории внутри своего сообщества. У мигрантов и лиц без гражданства наиболее важными являются проблемы юридического, просветительского и информационного характера, противодействие с нелегальной миграцией.
Все эти этногрупповые черты и особенности, а также выявленные тенденции должны в обязательном порядке учитываться при проведении региональной национальной политики.
Сохранение культуры и традиций
Для сохранения своей культуры, языка и традиций диаспоры самоорганизуются. В Красноярском крае на сегодня официально зарегистрировано почти 80 национально-культурных автономий, общественных объединений, землячеств и центров. С филиалами и представительствами из число достигает двух сотен. Власть взаимодействует с ними через различные переговорные площадки, самой главной из которых стала Гражданская ассамблея Красноярского края (ГрАКК). Она объединяет 14 Общественных палат, в т.ч. палату национальностей и палату коренных народов Севера. Именно здесь обсуждаются и решаются на ежемесячных заседаниях основные вопросы межнационального сотрудничества и проведения национальных и межэтнических мероприятий при содействии органов государственной власти.
При управлении общественных связей губернатора края работает Совет молодежных национальных объединений края. Это одна из перспективных форм работы, поскольку молодежь — наиболее максималистски настроенная группа населения, подверженная влиянию, в том числе идеологическому.
Основная база, на которой проводятся национальные праздники и репетиции творческих коллективов — это Межнациональный культурный центр в красноярском Дворце Труда и Согласия. Некоторые коллективы уже получили статус народных. А такие танцевальные и хореографические ансамбли как армянский, азербайджанский во время гастролей за рубежом представляют именно Красноярский край.
Существуют и временные площадки для решения конкретных задач. Например, при проведении Красноярского экономического форума или Международного турнира по вольной и женской борьбе серии Голден Гран-при «Иван Ярыгин» диаспоры курируют делегации, проводят культурно-развлекательные программы, решают вопросы с обустройством участников и мелкие бытовые проблемы.
Деятельность национальных общественных объединений, в первую очередь, направлена на сохранение культуры и традиций, организацию воскресных школ по изучению родного языка, развитие экономических взаимоотношений с исторической родиной, проведение научных исследований, фестивалей, форумов, круглых столов и конференций. Кроме того, они делают большую социальную работу — патронируют детские дома и дома ветеранов. Доброй традицией стало проведение вечеров для ветеранов Великой Отечественной войны накануне 9 мая.
Отметим, что при проведении своих мероприятий, национальные сообщества нацеливаются на привлечение представителей других национальностей. В первую очередь — русских. Во главу угла ставится тезис — чем больше мы знаем о другом народе, тем меньше поводов для подозрений.
Со своим уставом...
Ряд диаспор Красноярского края ведет активную работу с земляками, которые находятся на территории Красноярского края в воинских частях или в учреждениях пенитенциарной системы. Так, некоторые выходцы из республик Северного Кавказа пытаются отказаться от выполнения общих требований, заявляя, что это противоречит их национальным или религиозным традициям. В этом случае приезжают уважаемые члены диаспоры и объясняют, что при исполнении воинского долга или нахождении в местах заключения, действуют иные принципы, оговоренные, в том числе, и в шариате. Пропущенные молитвы или пост можно компенсировать позже.
Или другой пример — сотрудники медвытрезвителей до их закрытия в 2011 году нередко выходили на руководителей диаспор, которые приезжали, фотографировали своего нетрезвого соотечественника и предупреждали, что еще одна такая выходка — и снимки будут отправлены на историческую родину и показаны всему его роду. Это действовало лучше любых угроз и убеждений. Позор перед родственниками — очень сильный сдерживающий фактор.
В Красноярском крае довольно остро стоит вопрос социокультурной адаптации и интеграции мигрантов. Зачастую старожильческое население раздражает не столько возможность потерять свои рабочие места, которые якобы займут мигранты, сколько вызывающее, по их мнению, поведение приезжих. И отчасти они правы, поскольку существует определенная декларативность поведения выходцев из других государств или регионов Российской Федерации. Так, выходцы из Северного Кавказа являются гражданами России, но декларативность их поведения вызывает неприятие у местной молодежи. Национальным сообществам необходимо проводить воспитательную, информационную и правовую работу с земляками, которые в итоге должны понять, что приехали на территорию уже с устоявшимися традициями. С другой стороны, диаспоры способны повлиять на формирование доброжелательного отношения к приезжим со стороны старожильческого сообщества, проводя культурно-просветительские мероприятия, рассказывая о своих традициях и культуре. Некоторые из них было бы полезно перенять и местному населению.
В том же Таджикистане, который в результате разрушительной гражданской войны испытывает колоссальные экономические трудности, имеет десятки тысяч детей-сирот, были закрыты за ненадобностью детские дома. Всех ребят разобрали родственники и просто знакомые люди. Также отсутствуют дома престарелых — старики живут в семье и выполняют важную воспитательную функцию, передавая традиции следующим поколениям.
Люди старшего поколения часто говорят: «Когда мы заходим в общественный транспорт, молодые люди из Средней Азии сразу уступают места. И нам это приятно». Впрочем, есть вероятность, что по мере адаптации, вслед за старожильческой молодежью они также начнут отворачиваться к окну или делать вид, что спят.
Государству необходимо работать над повышением уровня толерантности старожильческого населения к пришлым. Здесь должны участвовать в первую очередь такие традиционные институты, как семья и школа. Есть еще один механизм, который, к сожалению, пока упускается и не задействован — это бизнес. Именно экономика «засасывает» в Россию, вообще, и в Красноярский край, в частности, трудовых мигрантов. Бизнес-структуры предоставляют работу иммигрантам, но не заботятся о том, чтобы сделать общественное мнение позитивным по отношению к ним. Бизнесу следует формировать позитивное информационное пространство, в том числе через формирование соответствующего заказа для СМИ. Мы понимаем, что для современных масс-медиа на первое место выходит проблема рейтинга, как основы выживания. А он, по мнению некоторых редакторов, может достигаться с помощью освещения чего-нибудь «остренько-жареного», например, конфликтов или острых сюжетов. На современном этапе в России эту ситуацию урегулировать пока невозможно — здесь необходим госзаказ.
Государство заинтересовано в том, чтобы вкладывать средства в стабилизацию ситуации, нежели иметь печальный опыт Кондопоги. Важность проведения национальный политики подчеркивается в таких документах как «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной в декабре 2012 года. В соответствии с нею будет разработана федеральная целевая программа. В крае также разработан план мероприятий по реализации региональной и национальной политики.
Считается, что Красноярский край достаточно стабилен в национальном вопросе. Но остроты здесь нет только благодаря работе соответствующих структур, которые ведут конструктивный диалог с национальными сообществами.
По заказу агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на 2012–2014 годы.
Рашит Рафиков