Два сильных продавца бытовой техники и электроники решили объединиться. Инициативу уже одобрили в антимонопольной службе. Если слияние доведут до конца, то это станет одной из самых крупных сделок на российском рынке. Впрочем, покупателям волноваться не стоит — вся постпродажная ответственность сохранится в полном объеме.
О том, что все магазины бытовой техники и электроники «Эльдорадо» закрываются, в последнее время говорят многие. «Звон» вполне определенный — давая согласие на слияние двух компаний, ФАС предписала сократить количество торговых точек, в том числе и в Красноярском крае. Однако закрытию подлежат как магазины приобретаемой сети «Эльдорадо», так и «М.Видео». Сделать это объединенная компания должна в течение шести месяцев после совершения сделки. Эксперты говорят о конце лишь 2014 года.
Еще одно условие антимонопольщиков — ритейлерам необходимо будет расторгнуть договоры аренды и сублицензионные договоры или продать объекты, находящиеся в собственности. Речь снова идет о точках как ООО «М.Видео Менеджмент», так и об ООО «Эльдорадо».
Эти условия в двух пока еще разных компаниях восприняли позитивно. По словам пресс-службы «М.Видео», ее руководство продолжает консультации с компанией PPF (владелец ООО «Эльдорадо») с учетом полученных предписаний.
В «Эльдорадо» комментариев относительно сделки не дают. Но, судя по всему, ничего экстраординарного там не происходит. Магазины работают в штатном режиме. Развитие продолжается, несмотря на идущую сделку по слиянию. Кстати, с начала года «Эльдорадо» открыла интернет-подразделения почти в 20 городах по всей России. Сеть пунктов заказа и выдачи (небольших торговых точек, предлагающих покупателям товары по специальным интернет-ценам и полный набор дополнительных услуг от кредитов банков-партнёров до доставки и установки техники) включает в себя уже 120 площадок.
По словам экспертов, эта сделка по объединению двух крупнейших российских ритейлеров бытовой техники и электроники благотворно скажется на развитии рынка.
— От этого объединения никто не пострадает, а, наоборот, выиграет. Во-первых, у нас появляется крупный игрок, который имеет лидирующую долю на рынке, который обозначил около 21 % по итогам 2012 года. Второе — он подстегнёт общую неконсолидированную розницу. Поэтому, я думаю, что для сектора наличие крупного конкурента, который будет в чем-то диктовать правильные, качественные условия на рынке специальным качественным ассортиментом, ценообразованием, более агрессивным развитием онлайн-ритейла. Поэтому у нас сектор должен укрепиться, а некачественные игроки чуть быстрее уйдут с рынка, — комментирует ситуацию аналитик «ВТБ-капитал» Мария Колбина.
На данный момент сеть «Эльдорадо» — это крупнейший в России ритейлер бытовой техники и электроники по количеству магазинов. У компании почти 400 собственных гипермаркетов и 120 точек выдачи заказов интернет-магазина, а также около 300 магазинов, работающих по франшизе. Общий объем продаж компании в прошлом году составил 112 млрд руб. «Эльдорадо» контролирует 8,6% рынка бытовой техники. Поэтому версия, будто после объединения бренд «Эльдорадо» с рынка исчезнет, представляется маловероятной.
— «М.Видео» и «Эльдорадо» — это два разных бренда, два разных магазина, устроенных по-разному. Здесь существует возможность как работы под одним брендом, так и сохранения нескольких брендов, как мы это наблюдали в результате слияния-поглощения «Пятерочки» с «Перекрестком» и впоследствии с «Каруселью», — говорит управляющий партнер London Consulting&Management Company Дмитрий Золин.
К слову, обычным покупателям волноваться не стоит совершенно. Согласно ст. 58 ч. 1 ГК РФ, при слиянии таких крупных игроков все гарантийные обязательства перед потребителями берет на себя новый владелец или новое юридическое лицо. Таким образом, покупатель в любом случае получает весь положенный по закону послепродажный сервис вне зависимости от того, под какой вывеской будет работать магазин.
Александр Реков, интернет-газета Newslab.ru