>
>
Красноярские супермаркеты призвали фермеров к порядку

Красноярские супермаркеты призвали фермеров к порядку

21.08.2013
4

Помните, несколько месяцев назад на продуктах в красноярских супермаркетах появилась зеленая наклейка «Енисей-продукт»? Краевой минсельхоз пытался таким образом создать некий общий бренд для местной картошки, морковки, мяса и прочих продуктов региональных сельхозпроизводителей. Через некоторое время не стало ни бренда, ни наклейки. Осталась идея — повысить долю местных товаров на полках супермаркетов. Впрочем, игроки рынка пока роли четко не распределили.

Сегодня даже без какого-то единого бренда доля красноярских сельхозпроизводителей в сетевой рознице достигает 25%. Причем с каждым годом местное присутствие растет на 7-10%. Можно и больше. Директор по маркетингу сети супермаркетов «Командор» Максим Маминов говорит, что рост обусловлен увеличивающимся спросом со стороны потребителей: «Покупатели хотят видеть на полках продукты категории „фреш“ — свежие товары с малыми сроками хранения, максимально полезные и здоровые. Естественно, мало кто из федеральных поставщиков может сотрудничать на этом поле с нашими производителями». Отметим, уже сегодня свежие скоропортящиеся продукты в супермаркетах — это на 80% продукция местных производителей.

С другой стороны, в местных заинтересована и сама розница. Маминов отмечает, что увеличение доли местных товаров в красноярских сетях дает последним конкурентное преимущество перед игроками федеральной розницы. По словам начальника отдела торговли минпромторга Красноярского края Тамары Ортынской, у федералов доля местных товаров невелика.

Впрочем, взаимный интерес и растущие проценты вовсе не означают, что все хорошо. Розничные игроки отмечают, что красноярским производителям нужно еще многому учиться. Сегодня практически все сети работают с неизменным пулом поставщиков — это 60-70 местных предприятий. Исполнительный директор ассоциации предпринимателей розничной торговли Сергей Новиков говорит, что это те, кто научился сотрудничать с сетями. В свое время, говорит он, производители просто не понимали, зачем упаковывать товар, почему картошка должна быть мытой. Вроде бы с большей частью проблем удалось справиться. Картофель моют, пакуют в целлофан. Однако Маминов говорит, что качество товара может разниться от партии к партии. По словам коммерческого директора торговой сети «Каравай», «SPAR Красноярск» Ларисы Кургановской, особенно проблемными являются сельхозпроизводители: «Бывают случаи, когда они не выполняют до 30% взятых на себя обязательств по поставке». «Местным производителям нужно работать над качеством в нужном количестве», — считает Новиков.

Кроме того, практически ни один производитель не занимается позиционированием своих товаров. Кургановская говорит, что у некоторых нет даже своих отделов маркетинга. Те акции, которые периодически проводятся, не приводят к сколь-нибудь серьезным подвижкам. Маминов добавил, что если так будет и впредь, за продвижение местного продукта готовы взяться сами сетевики.

На самом деле, краевые власти уже пытались продвигать местные товары в торговые сети. Проект «Енисей-продукт», реализуемый в рамках закона о дополнительной поддержке аграриев, просуществовал недолго. Задумка была в том, чтобы напрямую связать производителя и розничного продавца. Без посредников, накруток и платы за вход в крупную сеть. Для этого был разработан бренд, планировалось построить логистическую сеть. Не успели — проект приостановили. Однако бросать начатое в правительстве не собираются. По словам Ортынской, поддержка будет оказываться и впредь. Сейчас разрабатывается ряд мер, который позволит увеличить долю местных на полках супермаркетов. Правда, пока о конкретных показателях, до какого уровня должны вырасти эта доля, ни в правительстве, ни в торговом ритейле не говорят. Новиков отметил, что объемы местной продукции будут зависеть исключительно от потребительского спроса.

Отметим, что местные производители могут реализовывать свою продукцию не только в крупных сетях. Ортынская отмечает, что предприятия все чаще обращаются в минпромторг с просьбой помочь в организации собственной торговой точки. Также у производителей есть возможность работать и с мелкими сетями — павильонами шаговой доступности.

Впрочем, не у всех такой подход вызывает одобрение. Кургановская, к примеру, говорит, что сельчанам не стоит идти в розницу самостоятельно: «Не нужно распылять силы. Торговля и производство это разные сферы. Нужно сосредоточиться на чем-то одном. Производитель должен думать о том, чтобы выпускать достойную продукцию, в нормальной упаковке и соблюдать условия поставок».

Марк Захаров, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать