X музейная биеннале «Любовь пространства» открылась шествием: вообще, это такой уникальный перформанс, глобально захватывающий всех, даже просто смотрящих издалека.
Группа людей (фактически два строя) в дождевиках — синих и желтых, некоторые в капюшонах, некоторые без, с налобными фонариками, с партитурами в руках (это поющие) и дирижер начали шествие с песнями (музыка Александра Маноцкова, режиссер Илья Шагалов, на текст Александра Введенского «Приглашение меня подумать»). Надо сразу сказать, что текст играет роль лишь некоего программного заявления, а не текста в полном смысле — это как в случае с оперой, текст сливается с музыкой, и их разделение становится ошибкой. Здесь голоса сливаются с барабаном и шумами улицы, затем подключается небольшой оркестр, все это звучит над пустым небом и производит колоссальное впечатление. Религиозные мотивы улавливаются не только в мелодии, но и в самом формате шествия, хотя заявлено было, что следовать за бродячими певцами не обязательно, можно смотреть издалека.
Но за ними последовать хочется, и, если сначала людей размазывает по всей площади, то потом они упругой колонной следуют к музею, периодически останавливаясь вслед за поющими, за которыми следят трое в черном и в шляпах, с зонтами в руках. Оглядывающиеся случайные прохожие, недоуменно протискивающие себя и свои велосипеды, думают, что это все значит, и на несколько десятков минут ты оказываешься внутри невидимой ограды — на тебя смотрят так, будто ты внутри клетки — сектантство от искусства, посвящение или чистое безумие, но нас было слишком много, чтобы спрашивать. Финал произошел на ступеньках перед музеем, где хор и музыканты выстроились по бокам, чтобы, проходя между ними, посетители биеннале входили в музей, в то время как им в лица звучали голоса и музыка. «Вот это зашли в музей!» — произнес кто-то сзади. Да-да, биеннале открыто, проходим, не стесняемся, нас пригласили подумать.
Следующий час все слонялись по КМЦ, разглядывая, прикасаясь, фотографируясь, угощаясь солянкой, подсвеченные мягким неоновым светом, в пустых белых или полностью затемненных черных залах. Потом поехали на улицу Ады Лебедевой, 105, где в ночи состоялась презентация проекта «Любовь к родному пепелищу» (деревянный разрушенный дом оказался законсервированным под крышей). Непонятно, почему открытие началось так поздно, сейчас темнеет гораздо раньше, а гулять ближе к полуночи по Красноярску возле Центрального рынка — из разряда острых ощущений, которые никак не связаны с искусством. Смотреть на дом лучше ночью — сверху он подсвечен так, что сквозные дыры, мусор, надписи, полуобгоревшие стены выглядят зловещими, но при этом все равно притягивают мягким светом и деревянным теплом.
Все только началось, подробнее про разные инсталляции, экспозиции и прочее читайте в следующих выпусках.
Фоторепортаж с открытия X музейной биеннале «Любовь пространства»