>
>
Возмутитель спокойствия/ Borgman

Возмутитель спокойствия/ Borgman

14.10.2013
1

Режиссёр — Алекс ван Вармердам

В ролях: Ян Бейвут, Хадевих Минис, Йерон Персеваль, Алекс ван Вармердам, Том Девиспеларе

Продолжительность — 113 мин

«Возмутитель спокойствия» — это русское название несколько сбивает с толку. В фильме «Боргман», названном по фамилии главного героя, действительно происходит много чего возмутительного, но совершается оно при этом в абсолютном спокойствии.

«Возмутитель» — новое кино интересного голландского человека Алекса ван Вармердама, режиссёра, у которого за неполные тридцать лет карьеры сложился довольно специфический взгляд на людей и их взаимоотношения. Конёк Вармердама — невозмутимый североевропейский абсурд; счётчики нормальности в пространстве, в котором разворачиваются его фильмы, сдвинуты всего на каких-то пару делений дальше допустимого, но все участники процесса при этом, от героев до самого режиссёра, продолжают функционировать как ни в чём не бывало.

В «Возмутителе» этот счётчик медленно ползёт в красное в течение всей картины, но фильм при этом совершенно не видит в этом повода сбиваться со своей степенной, несколько отмороженной общей интонации. Титульный возмутитель — это бородатый бродяга, скрывающийся в лесу; улизнув в самом начале от облавы, в состав которой входил священник с дробовиком, он вежливо стучится в первый попавшийся дом с просьбой пустить помыться. Дальше начинается сложная психологическая игра, в рамках которой бродяга понемногу завоёвывает внимание и расположение членов семьи, в том числе не совсем понятными и, кажется, мистическими способами.

Поначалу, когда бродяга с вежливыми манерами вызывает раскол во внешне благополучной буржуазной семейной паре, недальновидно кажется, что ты раскусил секрет «Возмутителя» — что перед нами, мол, ядовитая социальная сатира, высмеивающая нравы сытой буржуазной Европы. Чёрта с два — «Возмутитель» потихонечку добавляет всё более загадочных деталей, а когда (после слов главного героя «Я хочу поиграть») на экране появляется первая пара трупов, фильм разворачивается в сторону чистейшего макабра и уходит в том направлении, практически не оглядываясь.

Вармердам не даёт в фильме никаких чётких ответов — к финалу и планы, и сама природа Боргмана и его помощников останется столь же непостижимой, сколь и поначалу, если не больше. Но та тихая подспудная жуть, накрепко спаянная с чернейшим висельным юмором, что бьётся в сердце «Возмутителя спокойствия», в результате лупит по мозгам сильнее любого ужастика. Да, мещанские представления о безымянном будничном зле, которое придёт и уведёт наших детей с пути истинного — это довольно смешно, говорит нам режиссёр в «Возмутителе спокойствия». Но в то же время вот оно, пришло — и смеяться уже совсем не хочется.

Вердикт — отличная сюрреалистическая басня о непостижимости зла

Рекомендуем почитать