Темпы роста российской экономики заметно снизились. Показатели все еще растут, но уже не так бодро, как это было сразу после кризиса 2008-2009 годов. Все это может привести к новым экономическим злоключениям. Правда, когда они случатся, пока неясно. Ответа не нашли и на VIII ежегодной конференции Альфа-Банка для СМИ «Российский банковский сектор: замедление темпов роста. Поиск решения», которая состоялась в Москве на прошлой неделе.
Ежегодная конференция — тот случай, когда журналист из провинции может вникнуть в экономическую ситуацию, которая сложилась в стране. И сделать это не с помощью страниц федеральной печати или интернет-порталов, а погрузиться в тему самолично.
Положение дел
Президент Альфа-Банка Петр Авен в своем докладе рисовать радужные картины не стал. Но и предпочел не сгущать краски. Да, темпы роста снижаются, но ситуация не фатальная. Если подтверждать тезис цифрами, то рост ВВП с 3,5 % в прошлом году уже сократился в прогнозах на год нынешний практически в два раза. По данным аналитиков банка, 1,8 % роста останутся до 2016 года. Стагнирует и реальный рост доходов населения. Правда, если еще в феврале звучали показатели в 1 % на протяжении следующих трех лет, то в июньском прогнозе до 2016 года значится уже 3,5 %.
Курс валют банк определяет в 35 рублей за один американский доллар к 2016 году. И вот на фоне этого графика кажется странным, что инфляция задержится к тому же времени на уровне 6,8 %. Хотя, может быть, оно и к лучшему — ведь не повышается, и то слава богу.
Помимо этого, снижается спрос на кредиты. По прогнозам банка, к 2016 году темпы роста объемов ипотечных и автокредитов снизятся в два раза, кредитов наличными и кредитных карт — в 3-3,5 раза. Также уже серьезно уменьшились инвестиции в основные фонды, показатели розничной торговли смело идут вниз, рост промышленности в этом году составит гордые ноль процентов.
— Хотя многочисленные прогнозы предполагали ускорение роста мировой экономики, с начала 2013 года мы вынуждены были признать, что чуда не произошло. Российская экономика в силу своего сырьевого характера в полной мере ощущает на себе все последствия экономической нестабильности в мире. Российский банковский сектор подает нам довольно тревожные сигналы: всеобщее снижение спроса на кредиты и, как следствие, замедление темпов роста кредитных портфелей, серьезный рост задолженности частных лиц и ухудшение качества обслуживания этого долга. Эти и некоторые другие факты заставляют нас серьезно задуматься о вариантах дальнейшего развития российской экономики в целом и банковской отрасли в частности, — подвел итог Авен.
Об особенностях российской экономики говорила и руководитель Центра макроэкономических прогнозов Альфа-Банка Наталия Орлова. По ее словам, экономика страны сильно зависима от того, что происходит на внешних рынках. «Но пока ситуация для нас благоприятная, мы видим, что цена на нефть достаточно высокая», добавила она.
— Нефть и газ для нас — это 65 % в экспортных доходах и 50 % — в структуре бюджета. Конъюнктура складывается достаточно благоприятным образом. Несмотря на это, темпы роста замедляются — 1,4 % рост за первое полугодие. Это связано больше со структурными факторами: продолжают расти доходы населения, заработная плата. Это отражение демографического риска, того, что у нас очень слабое предложение на рынке труда, сокращение молодого населения, которое входит на рынок труда, старение населения. В результате работодатели в погоне за сотрудниками вынуждены повышать зарплаты, а это оказывает давление на их конкурентоспособность. Поэтому мы видим, что у нас промышленное производство стагнирует — оно недостаточно конкурентно.
Любопытные цифры, касаемые демографических рисков, представил и Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ. Молодой человек, которому на вид и 30 лет не дашь, огорошил — следующие 20 лет доля трудоспособного населения в стране будет только снижаться.
Итоги
Впрочем, в этом пессимизме нет ничего странного. Сырьевая направленность экономики рано или поздно должна была выдать на-гора свои плоды. Окрыленное нефтяными деньгами российское правительство много лет только и знало, что увеличивать расходы на социальные обязательства, дабы деньгами откупиться от, по сути, экономического бездействия: доля «социалки» в федеральном бюджете выросла с 24 % в 2007 году до 33 % в 2012 году. Ситуация в регионах логично копирует федеральную линию, давая много тем для рассуждений — откуда, например, в таком большом и богатом Красноярском крае возник дефицит бюджета.
Выходом из этого положения может быть поиск новых драйверов роста, как заявил Авен. И сейчас вся президентская экономическая рать только этим и занимается. Вот, например, даже следующий Красноярский экономический форум решено посвятить вопросам поиска путей выхода из экономического кризиса и возможностей устойчивого роста экономики. Странно, что все вокруг вдруг забыли об инновационной России. Ведь, по мнению, нынешнего премьер-министра страны — именно инновационная экономика должна была поставить Россию на новые финансовые рельсы и унести в светлое богатое и сытое будущее.
Леонид Слуцкий, интернет-газета Newslab.ru