Newslab.ru продолжает цикл материалов о развитии гражданского общества в Красноярском крае. Очередной гость — заместитель председателя городского Совета Красноярска и правозащитник Александр Глисков. Разговор с ним был посвящен приобретающей все большую актуальность теме взаимодействия власти и общества и участия граждан в принятии общественно значимых решений.
— Насколько в Красноярске развит диалог власти и общества и влияет ли он реально на принятие важных для города решений?
— Красноярск в этом плане далеко продвинулся. В городе создано много процедур, где мнение общественности подлежит обязательному выявлению и учету при принятии решений. В области экологии, например, у нас введена уникальная для России процедура учета общественного мнения при решении вопроса о размещении объектов с выбросами первого и второго классов опасности. В Красноярске принят целый пакет положений о праве правотворческой инициативы, о порядке проведения собраний, о порядке проведения общественных слушаний, о территориальном общественном самоуправлении. Все это в целом создает массу возможностей для участия граждан в принятии решений.
Но нужно признать, что при этом за последние несколько лет не было ни одной правотворческой инициативы со стороны граждан, когда граждане сами бы собрали подписи, составили проект правового акта и внесли его на обсуждение в городской Совет. Был единственный прецедент, но и его инициировал депутат. А ведь возможность такая у граждан есть.
С другой стороны, есть примеры, где диалог нужен, но он не организован. Скажем, недавно мы с группой депутатов внесли законопроект на рассмотрение Горсовета — «Положение о порядке общественного обсуждения муниципального заказа». Речь как раз идет о том, что прежде чем покупать что-то — например, автобусные остановки или автомобили для чиновников — нужно спрашивать мнение людей. В этом плане у нас пробел.
В каких-то областях взаимодействие формально организовано очень хорошо — скажем, в сфере градостроительства у нас во многих случаях проводятся публичные слушания — по изменению в Генплан, по изменению в правила землепользования и застройки. Но тут другая проблема — где-то активность высокая, приходят сотни человек, а иногда никто не приходит. Например, на слушаниях по утверждению проекта планировки центральной части города Красноярска было всего четыре человека.
— Чем это может быть обусловлено? Ведь тема как будто интересная?
— С одной стороны, это обусловлено недостаточным информированием жителей. С другой стороны, жители тоже должны проявлять большую активность. Есть общественные организации, инициативные группы, которые поднимают ту или иную проблему. В Горсовет поступали предложения от некоторых инициативных групп, которые просили ввести такой порядок, при котором какие-то общественные активисты будут индивидуально информироваться. То есть кто-то должен их отобрать и за бюджетные деньги им отправить письма с приглашениями. Это выглядит абсурдно. Инициативные группы, которых беспокоит ситуация с архитектурой города Красноярска, должны сами участвовать в мобилизации активистов.
— Должна ли власть повышать активность граждан?
— Да, необходимо рассказывать о возможностях, которые есть у граждан, и это сегодня делается. Например, накануне обратились в городской Совет представители Совета владельцев автостоянок и временных торговых сооружений. Они жалуются на несовершенство нормативной базы. Эта организация существует уже много лет, но они не проявляли активности в этом плане, не вносили своих предложений.
— Насколько широко граждане должны быть задействованы в принятии решений?
— Я считаю так: если люди хотят, то мы, как власть, обязаны им обеспечить такую возможность. Предоставить им развернутую информацию, предоставить возможность высказать свою позицию в той или иной форме — лично на встрече с представителем власти или через интернет. Такие возможности должны быть. Потому что если их нет, то у людей просто опускаются руки, они говорят: «Ну понятно, от нас ничего не зависит, наше мнение никто не учитывает».
— Власть в Красноярске сегодня открыта для общества?
— Я считаю, что достаточно открыта, но еще есть много возможностей для развития диалога. Есть еще пласты информации, которые не находятся сегодня в открытом доступе — это касается и администрации города, и Горсовета. В настоящее время идет работа в этом направлении. Внедряется программа «Открытый муниципалитет», возможности которой очень широки. Программа уже работает и дает эффект. У нас есть прозрачные электронные очереди по предоставлению мест в детском саду, например, где можно посмотреть, на каком месте ты находишься и как она продвигается. У нас принята программа информатизации города Красноярска, которая предусматривает и повышение открытости, и возможность больше услуг получать в электронной форме. На мой взгляд, сегодня делается достаточно.
— Что, по-вашему, еще необходимо сделать в будущем?
— В перспективе необходимо максимально возможный объем информации сделать доступным для граждан, в первую очередь через интернет, который дает неограниченные возможности. Соответственно, этот же интернет необходимо использовать для обратной связи. Это самое простое, что сегодня можно сделать. Выложить, например, все решения, которые принимает администрация, в открытый доступ — материалы многочисленных совещаний, протоколы и отчеты об исполнении различных решений, чтобы люди видели, как власть работает, сами участвовали в контроле и где-то, может быть, подсказывали, что вот это решение, например, необходимо принять в дополнение. Также я предлагаю выложить в интернет сведения о свободных земельных участках муниципальной собственности чтобы любой желающий мог получить эту информацию. Сегодня это требует от граждан огромных затрат времени и сил, хотя решение вполне понятное и простое. Это также будет препятствовать коррупции.
Екатерина Семьина, интернет-газета Newslab.ru
Задания ЕГЭ сделают общедоступными
Пресс-служба красноярской полиции завела страницу в сети «ВКонтакте»