Режиссёры — Дэвид Сигел, Скотт МакГии
В ролях: Джулианна Мур, Стив Куган, Александр Скарсгаард, Джоанна Вандерхэм, Оната Априль
Продолжительность — 99 мин.
Нет, ни секс, ни тем более любовь в большом городе тут ни при чём — эпическое название «Развод в большом городе» наши прокатчики сдуру шлёпнули на тихую, скромных манер семейную драму под названием «Что знала Мейзи».
Оно, кстати, кому-то может показаться знакомым — в основе фильма лежит одноимённый роман Генри Джеймса, автора «Поворота винта», «Площади Вашингтона», «Крыльев голубки» и «Женского портрета». Англия поздней викторианской эпохи заменена на современный Нью-Йорк (отсюда, вестимо, и злополучный «большой город» из русского названия), остальное сохранено. Титульная Мейзи — семилетняя девочка из семьи с приличными достатком (в новой версии мама чуть подзабытая рок-звезда, а папа — вечно занятый торговец произведениями искусства), которая разваливается на части. Мама меняет замки, папа съезжает на другую квартиру вместе с бывшей няней Мейзи, суд решает разделить опеку поровну — десять дней Мейзи проводит с папой, десять с мамой.
Пожалуй, главная ценность новой экранизации — в той тихой, прозрачно-спокойной интонации, с которой она заходит на тяжелую историю, традиционно немыслимую без скандалов и истерик. Фокусируясь на перспективе тихой семилетней девчушки (восхитительная дебютантка Априль), режиссёры Сигел и МакГии растворяют трагедию в солнечной беспечности детства, но в то же время не теряют в большой драме ни капли — самой Мейзи, может, и не до конца понятно, что конкретно происходит вокруг неё, но зрителям-то видно и слышно отлично.
Столь же прекрасно понятен и центральный посыл — ребёнка нужно любить как ребёнка, отдельного маленького человека со своими нуждами и особенностями, а не как продолжение себя и не как средство в борьбе с внезапно опостылевшим партнёром. Играя родителей Мейзи, Мур и Куган, отличные актёры, способные найти бездны обаяния и не в самых положительных персонажах, бесстрашно изображают законченных эгоцентриков — мама-певица пересматривает по вечерам собственные выступления, папа-делец буднично забывает подумать о ком-то ещё, отправляясь в очередную деловую поездку.
И то, как эти характеры с болезненной ясностью складываются из тех эпизодов и инцидентов, что мы видим глазами самой Мейзи — признак большой режиссёрской работы; МакГии и Сигел пишут свою историю экономно, но ярко. Но в то же время они верят и в лучшее в человечестве — в конце концов вокруг Мейзи, немножко комическим образом, но всё же складывается что-то вроде семьи, в которой участвуют люди, искренне любящие девочку. Джеймс заканчивал роман острее и злее — «Развод в большом городе» выступает добрее и прозрачнее, но сердиться на него за это никак невозможно.
Вердикт — тихая и симпатичная семейная драма с немного наивным финалом