ЗАО «ЕТК» (ТМ «Ростелеком») в прошлом году провел реконструкцию сетей, вывел на рынок услугу передачи данных 3G+ и разработал новые опции и услуги безлимитного мобильного интернета. Коммерческий директор компании Тамара Бажанова рассказала интернет-газете Newslab.ru, что ожидает мобильную связь в будущем, готов ли к этому будущему местный оператор и как абонент может экономить на связи.
Тамара Викторовна, здравствуйте! Логично начать разговор с итогов. Насколько год прошлый был успешным для компании?
2013 год был очень важным для нас — мы запустили сеть 3G+. Именно этого ждали наши абоненты. Мы долго к этому шли и обещали нашим клиентам, что именно в 2013 году всё случится. Все обязательства мы выполнили, в апреле запустили 3G+ в Красноярске и в течение года — в крае. Самое важное для нас — мы смогли реализовать первый этап строительства сети 3G+ именно в том объеме, в котором планировали. Все населенные пункты, которые были в списке покрытия сети, получили данную возможность. Это Красноярск, Норильск и крупнейшие города в регионе во всех направлениях.
Помимо этого, что еще запомнилось за прошлый год?
У нас производился не только запуск 3G+, но и шла модернизация всей сети. Эти процессы наложились друг на друга, поэтому было непросто.
В связи с запуском 3G+ мы меняли всю линейку наших тарифных планов. Это задело и голосовые тарифные планы, и тарифы по передаче данных. Мы адаптировали их под потребности наших абонентов и запустили достаточное количество опций, которые позволяют экономить на том или ином виде услуг.
А как изменился рынок мобильной связи и что ожидает его в 2014 году?
То, что телекоммуникационный рынок развивается — это бесспорно. Реализация оборудования с поддержкой 3G растет, более 60 % продаж всех телефонов — это именно те телефоны, что поддерживают новую сеть. Это говорит о том, что абоненты испытывают высокую потребность в услугах, основанных на передаче данных. Очевидно, что изменяется и профиль абонента. Если в начале прошлого года наши абоненты потребляли 200 мегабайт трафика в месяц, то сейчас данный объем увеличился в три раза.
А на что в основном уходит интернет-трафик?
Это видеопорталы и социальные сети.
В этом смысле мессенджеры насколько уронили объемы SMS-сообщений?
Обмен сообщениями через интернет в трафике дают не много, но здесь он набирается за счет количества пользователей. Классические SMS-сообщения уменьшились за последний год. Об этом говорят показатели декабря-января. Это тот период, в который, как правило, ежегодно операторы ждут всплеска. В конце прошлого — начале этого года такого всплеска не произошло.
Как компенсируется уменьшение прибыли?
Это происходит за счет роста передачи данных. Других вариантов нет, потому что голосовой трафик как таковой сейчас находится в оптимальных и минимальных тарифах. Оптимально низкие тарифные предложения на данный момент у всех операторов.
По поводу 4G — как обстоят дела у вас?
Безусловно, за 4G будущее. Это следующее поколение услуг по передаче данных. Мы еще в 2012 году понимали, что это и когда это будет. Поэтому готовясь к 3G, мы изначально строили сеть 3G+. Сеть по параметрам очень близкая к 4G. Теоретически мы можем пропускать данные на скорости до 21 мегабита в секунду. Но здесь есть много «но». Не всегда источник и магистральный провайдер может выдать такую скорость. Кроме того, не всегда пользователю это нужно. Ведь что необходимо абоненту? Чтобы в любой точке, где он использует голосовую связь, он мог пользоваться и услугой по передаче данных. А 3G дает возможность выходить во всемирную сеть на высоких скоростях. Если говорить о нас, то мы не намерены отступать от тенденций телекоммуникационной отрасли. Как раз сейчас строим планы по подготовке сети 4G в Красноярском крае.
А если пофантазировать? 4G — это потолок?
Потолка нет, наверное. Здесь нужно понимать, как это будет дальше преподноситься. Да и нужно ли это конечным абонентам? И успеют ли производители оборудования? Ведь еще три года назад не было в России оборудования для 3G, хотя о таких технологиях мы уже знали.
Насколько для «ЕТК» важно участвовать в социальных проектах, в жизни Красноярска и края?
Специфика компании «ЕТК» заключается в том, что это местная компания. И мы сами как можно больше хотим участвовать в жизни города и края. Мы ведь родились и выросли здесь. Собственно, и абоненты нас любят, потому что мы свои, родные. В прошлом году мы приняли участие в двух направлениях. Первое — экология. Мы участвовали в проекте «ЗаСтолби чистоту», где все желающие очищают заповедник «Столбы» от мусора. Но делали это не ради пиара, а для себя и нашего региона. Также взяли под опеку папуанского пингвина в парке флоры и фауны «Роев ручей». Второе направление — спортивные проекты и поддержка детского спорта. Ежегодно при нашей поддержке проходит краевой турнир по баскетболу для подростков «Весенний мяч». Кстати, на днях прошел фестиваль «Красноярск поет Высоцкого», в нем мы участвовали в качестве партнеров.
И в завершение самый важный для многих вопрос. Как экономить на мобильной связи? Даже учитывая то, что, тарифы сейчас оптимально низкие.
Здесь абоненту нужно подумать — на каком виде услуг он может экономить. Можно платить абонплату и пользоваться набором услуг — таких абонентов, кстати, стало в последнее время много, а можно платить за каждую единицу потребленной услуги. Собственно, для этих двух групп мы готовим различные предложения. Но и для той и для другой группы у нас есть специальные опции, которые позволяют экономить: на SMS, на интернет-трафике, на голосовых звонках, в роуминге. По поводу последнего — это экономия денег за границей, когда входящие могут стоить ровно ноль, а также экономия для тех, кто часто ездит в другие регионы нашей страны и подключается к федеральным операторам. Любой абонент, подключаясь к базовому тарифному плану, обязательно узнает от наших специалистов о возможностях экономить, выбирая для себя самые выгодные и оптимальные опции.
Михаил Губич, интернет-газета Newslab.ru