На последнем заседании комиссии городского Совета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту новый начальник муниципального предприятия «Красноярскгорсвет» Андрей Юсупов отчитался о планах развития компании. Также он признал, что местами освещение Красноярска «находится на уровне каменного века». Но вину логично переложил на прежнее руководство. Напомним, что до прихода Юсупова главным красноярским фонарщиком был бывший депутат Горсовета Сергей Литовчик, неоднократно обвинявшийся в коррупции и очень «любивший» общаться с журналистами.
— Коллеги, нам сообщают, что кворум есть. Все собрались, все успешно, — открыл заседание Аркадий Волков и сразу же принес извинения. — Я прошу прощения за конфуз у присутствующих и приглашенных. За то, что наши депутаты временами, может быть не по своей воле, так неуважительно отнеслись...
«Патриот» имел в виду то, что его коллеги задержали начало заседания примерно на 30 минут. Сначала все ждали депутата Серебрякова, далее Толмачева. Позже выяснилось, что последний был на встрече с председателем Горсовета Валерием Ревкуцем.
Каменный век
Андрей Юсупов был назначен руководителем муниципального предприятия «Красноярскгорсвет» в начале февраля. А потому спрос с него пока небольшой. Однако новый начальник уже сумел разобраться в причинах отсталости Красноярска. Но начал с общей информации. Он говорил о том, что на балансе компании 940 км воздушных линий наружного освещения, 59 км кабельных линий, почти 20 тыс. опор освещения и более 32 тыс. уличных светильников.
— На протяжении нескольких лет в рамках программы по энергосбережению в Красноярске производится замена ламп накаливания на натриевые лампы и новое оборудование — светильники, оснащенные диодами, — поведал Юсупов. — Также праздничная иллюминация переведена на светодиоды, что позволяет снизить затраты на электроэнергию и содержание.
Назвал Юсупов и основные проблемы недостаточной освещенности города — и здесь он тайны не открыл.
— Это недостаточное выделение финансовых средств на капитальный ремонт сетей наружного освещения, отсутствие сетей наружного освещения или их ветхое состояние в поселках Торгашино, Суворовский, Таймыр, Овинный, Водники. Также зачастую отсутствуют сети освещения по причине того, что они изначально не были предусмотрены. Это, например, автодороги на Плодово-ягодную станцию, в микрорайон Удачный, на улице Алексеева. Есть и бесхозяйные сети.
По словам Юсупова, в Красноярске практически нет системы, которая бы позволяла одним нажатием кнопки включать и выключать светильники на улицах. Работникам каждый день утром и вечером приходится ездить и гасить-зажигать фонари в ручном режиме. Это, по словам, главы «Горсвета» — настоящий каменный век.
— Концепция развития электросетей должна быть связана с планом развития инфраструктуры города, со строительством новых микрорайонов, — добрался до заявленной темы своего выступления Юсупов. — Мы должны шагать в ногу со временем, успевать за развитием города, а не то что... инфраструктура развивается, а мы стоим на старом месте, и у нас появляется все больше темных участков. Мы должны заранее строить точки подключения. Зная, где будет микрорайон, мы должны заранее прокладывать новые сети... Ну и ни для кого не секрет, что в 2019 году нам предстоит принять участников и гостей Всемирной зимней Универсиады. К этому моменту наша задача — сделать город красивее и ярче, избавить от темных улиц и дворов.
Новое время
Вопросов у депутатов была масса, еще больше было жалоб от жителей. Их, кстати, — а именно, конкретные темные адреса — решили передать Юсупову напрямую. Развила тему Марина Малышева, которая все-таки добралась до точных адресов и темы отключения электроэнергии. Юсупов ответил, что «Горсвет» тут вряд ли виновен во всех грехах.
— Мы также являемся потребителем сетевой организации. Есть пожелание службе «005», чтобы при приеме заявок они точно разграничивали — какой характер отключения. Одно дело, когда свет есть везде, кроме одного дома — это наше, а когда нет света во всем микрорайоне, например, — это, извините, не «Горсвет», а сетевые организации.
Депутат Елена Курамшина отметила, что в центре Красноярска ночью очень красиво, но днем куча висящих проводов производит печальное впечатление. Она же напомнила, что в развитых странах эта паутина находится под землей.
— Вы правы, город необходимо приводить в нормальный эстетический вид. Будем бороться и с самовольными подключениями, когда магазины и павильоны тянут провода на опоры. Это объемно и затратно, но делать нужно, — заявил Юсупов.
Его спросили — сколько нужно денег, чтобы выйти из каменного века, о котором он говорил. И тут вспомнили о Литовчике.
— Я не могу сказать, сколько нужно денег, — честно ответил новый фонарщик, который в должности в прямом смысле без году неделю. — Но знаю, что мои предшественники слабо занимались этим вопросом. Они не смогли показать мне экономических расчетов. В ближайшей перспективе мы их сделаем.
— От всех, кто живет и работает в центре Красноярска, передаю наказ — рассмотрите возможность расторжения договора с уличным радио. Люди его ненавидят. Это во-первых. И во-вторых..., — взял слово Александр Глисков. Он напомнил Юсупову о светодиодных деревьях, на которые было потрачено много миллионов рублей, попросил провести ревизию и выяснить — а есть ли в этом вопросе виновные.
Сергей Суртаев поинтересовался закупками светильников одной из фирм, которые проводило прежнее руководство. Светильники эти стоят 60 тыс. руб. Цена — в четыре раза выше, чем у аналогичных, но другой фирмы, а срок службы — в два раза меньше.
— Это дорогой выбор и меня крайне удивил, — ответил Юсупов. — В ближайшее время попытаюсь разобраться, в связи с чем был сделан такой выбор.
Значить этот ответ может только одно — если Юсупов разберется с закупкой светильников по-настоящему, сделает честные выводы и отдаст материалы, например, в прокуратуру, бывшему руководству будет чем заняться. Как минимум, походить на допросы.
В завершение рассмотрения вопроса было решено — через неделю Юсупов предоставит бумаги по тем самым дорогим светильникам в комиссию Горсовета.
Михаил Губич, интернет-газета Newslab.ru