Главная
>
Статьи
>
Ряузов: белое на белом

Ряузов: белое на белом

19.02.2014
5

Борис Ряузов — мощнейший художник, широко известный за пределами Красноярска, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, прошел войну, получил премию имени И.Е. Репина, преподавал — можно бесконечно перечислять его достижения в 75-летней биографии, сосредоточенной сегодня в картинах. Ряузов писал в основном пейзажи, и это тот случай, когда точно нужно смотреть оригиналы — на фотографиях они теряют свою глубину, фактуру и цвет.

Постоянно действующая экспозиция находится в Музее художника Б.Я. Ряузова, расположенном в центре города, на улице Ленина, окнами на здание Законодательного собрания. Там, в небольшом зале, кроме тесно развешенных работ, есть личные вещи художника, страницы из дневников, настоящая палитра и много чего еще. Кроме художественного образа там появляется еще и человеческий, Ряузов становится немного понятнее.

Речной вокзал, этюд, 1970

Почему картины Ряузова так притягательны, рассказала доктор искусствоведения, директор Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова Марина Москалюк:

«Пейзаж кажется наиболее простым и наиболее распространенным жанром, но на самом деле это один из самых сложных жанров искусства — он представляет собой не просто вид природы, а картину мира. Художник пишет пейзаж так, как воспринимает мир. В этом смысле Ряузов очень яркое тому подтверждение: это не просто слепки с природы, кальки какого-то природного мотива, который он долго искал; ряузовский пейзаж — это картина мира художника, очень глубокая, философская, всегда внутренне переработанная. Он был очень разносторонним человеком, писал пьесы, прошел войну. Его мобилизовали только в 47 лет, и, конечно, у него остались зарисовки военных лет, но он не возвращался к войне. Есть только один пейзаж «Дорогами войны», написанный в зрелом возрасте — то есть так он любил эту землю, что израненную ее писать больше не мог. В этом тоже какая-то его мудрость и философия.

Его картины абсолютно уникальны. Если брать классический ряузовский пейзаж (не зарисовки, этюды, какие-то подготовительные работы), то есть те большие пейзажи, которые мы считаем классикой его наследия, которые притягивают больше всего — это философские пейзажи. Может быть пейзаж лирический, может быть эпический, у него — философский. Это всегда вытянутый формат, и он показывает мироздание в этом вытянутом формате как что-то бесконечное, неохватное, он заставляет нас двигаться по горизонтали, и мы не видим ни начала, ни конца. Говорят «неповторимый ряузовский колорит» — у него в красках всегда какие-то зеленовато-голубоватые оттенки, и это делает пейзаж чуть нереальным. Может, зритель это до конца не рефлексирует, но у него совершенно особый цвет, даже если он пишет синим, красным — неважно, каким. Теплые цвета близки, холодные, синий и зеленый, чуть отстранены. Ряузов никогда не работает на какой-то яркой эмоции, он работает на рефлексии, размышлении — это и есть ряузовский колорит философских размышлений.

Апрельские воды

У него бесконечно используется соотношение дальнего и ближнего планов, он был великолепным мастером фактуры. Когда вживую смотришь пейзажи, они всегда написаны в каких-то местах таким корпусным, очень плотным мазком, поверхность живописи может доходить в каких-то местах до полутора сантиметров. А в каких-то абсолютно гладкая, и получается, эта игра фактуры нас завораживает. На первом плане, естественно, эта фактура, а дальше абсолютно гладкая, как мы говорим, лессировочная — письмо тонким слоем. И она тоже создает ощущение дали, размышления, магии.

У него есть картина «В пути», белое на белом. В этом белом столько градации цвета, и где-то на самом горизонте — белый снег сливается с белым небом, белые сугробы, чуть намечена тоже белым по белому дорога, и где-то на самом горизонте какая-то точка, якобы повозка. Через его пейзажи прорабатываются общечеловеческие проблемы — пути, смысла жизни, огромного мироздания. И в этом огромном мироздании у него почти всегда безлюдно. Он никогда не писал портретов. В тоже время, художник показывает, что мирозданье обжито, человечно и тут возникают знаменитые ряузовские огонечки. Огонечек в доме — горит окошко, костерок рыбацкий — вот в этом серо-зеленом-голубом колорите, бесконечном пространстве появляются точки. Если бы этого не было, природа бы нас просто задавила, но человек в ней есть, и ему там хорошо. Ведь живопись не должна говорить, как литература, сюжетом, у нас очень многие художники работают только сюжетом, это не живопись, это сказки. А Ряузов работал цветом, композицией, головой. И хотя он первый академик, постоянно в союзе художников, занимался общественной деятельностью, но прежде всего он был живописцем, философом. Через пейзаж показать такие глубокие проблемы, как смысл жизни, жизнь и смерть — это не каждому дано. И он это делал не через выписывание сюжетов, а именно через цвет, композицию, фактуру, и это завораживает".

Рекомендуем почитать