Нагано. 1998 год. Сборная России, собранная из звёзд НХЛ, многие из которых не были на Родине много лет, приехала в Японию, чтобы сразиться в первом в истории олимпийском турнире с участием игроков НХЛ. Братья Буре, Жамнов, Каменский, братья Мироновы, «русский танк» Коваленко и другие наши звёзды предстали тогда единым монолитным коллективом, который смог остановить только блистательный Доминик Гашек в финале. Патриарх советской тренерской школы Владимир Юрзинов сумел сплотить наших суперзвёзд в команду, которая играла в Хоккей с большой буквы. В той сборной не было так называемых сдерживающих звеньев. Лидеры своих клубов пахали на площадке и в атаке и в обороне. Феерил Павел Буре, вгрызался в лёд, не игравший до Олимпиады почти год Сергей Фёдоров, тогда казалось, что осечка в финале досадное недоразумение и в ближайшее время олимпийское «золото» от нас никуда не денется.
Прошло 16 лет. За это время российские хоккеисты доставили нам массу приятных и не очень мгновений. Но даже после самых разгромных поражений, хотелось верить в команду. Фиаско в Ванкувере я объяснял себе запредельным настроем канадцев и провалом наших вратарей, позор в матче с американцами годичной давности оправдывал тем, что у нас не было системообразующих игроков Малкина и Дацюка, и очередным фиаско голкиперов. Лучшего из наших стражей ворот Сергея Бобровского на тот мировой форум не взяли. А Брызгалов и Варламов выступили ужасно.
Я не ругал Билла за просчёты на прошлом мире. Я надеялся и верил. Мою веру убили, а мечту растоптали. Стараюсь всегда быть объективным, сборная России по хоккею оставалась единственной командой в мире, за которую я просто болел, закрывал глаза на очевидное и слепо надеялся на лучшее. Вчера всё было разметено и уничтожено. Последние несколько лет я ни за кого фактически не переживал в спорте, поддерживал всех россиян на чемпионатах мира, Европы и Олимпиадах, но только тогда, когда не ставил на их соперников. К примеру, если наши футболисты-неудачники чудом выйдут в финал чемпионата мира и там будут играть с гипотетической Германией, а я поставлю на немцев, то буду болеть именно за них, а не за россиян. В хоккее я такого и представить себе не мог. Всегда и везде я болел только за Россию, теперь всё. Это последнее табу снято, болельщик во мне умер окончательно.
В Сочи были и Дацюк, и Малкин. Первый из них, с ворохом недолеченных травм, был лучшим из полевых игроков. Только когда Дацюк выходил на площадку, у нас что-то получалось. Малкин же предстал бледной тенью самого себя. Засунутый, по-другому и не скажешь, в одно звено с Овечкиным Евгений всеми силами пытался доказать, что он лидер, что он лучший, да вот только ничего не получалось. И в оборону не успевал, и в атаке не смог. То же самое рядом с ним делал Овечкин, в одиночку спасал Россию, наносил броски из всех положений, вот только опасными они не были.
Конечно, я дилетант в хоккее. Я никогда не тренировал и не играл даже на краевом уровне, но даже я вижу невооружённым взглядом, что Малкину в звено нужны были рабочие лошадки с хорошим пасом. Как Попов и Пережогин два года назад. Они развязали лидеру руки, он занимался творчеством и в одиночку порвал в полуфинале того чемпионата мира тех же самых финнов. Либо в звено Евгению нужны были умные хоккеисты, способные закрутить карусель у чужих ворот, заставить соперников только обороняться. Таким в первую очередь выглядел Сергей Мозякин. Во время локаута в «Магнитке» они с Малкиным восхищали всех своей игрой, даже деревянный Кулёмин в звене с ними выглядел королём. Почему бы не воссоединить связку в сборной? Лучший игрок КХЛ рвался в команду, но Билялетдинов опустил шлагбаум.
Овечкину же необходим распасовщик, который будет находить его на левом или правом круге вбрасывания. Александр — игрок мощный и быстрый, но чрезвычайно односторонний. НХЛ убил в нём всякую импровизацию. Команда играет на Овечкина, тот забивает. На Олимпиаде на Александра никто не играл. А сам он создать «гол из ничего» оказался не в состоянии. Так и просился перевод Овечкина в звено Дацюка, третьим к ним можно было поставить кого угодно. Даже никакущего Сёмина, приехавшего в Сочи просто так, но сделано это не было.
Ковальчук-Тарасенко-Тихонов — это звено отлично зарекомендовало себя в локаутном СКА, почему они не были даже попробованы вместе? Зачем два сдерживающих звена? К чему они? Хватило бы одного Терещенко-Кулёмин-Артюхин, или Свитов вместо любого из них. Выходили бы и сдерживали. Но с такой атакой на каждые три шайбы соперника мы были обязаны забивать 5.
Почему в старте вышел Варламов? Не люблю патетики, но вся страна видела, что Бобровский сильнее, увереннее, надёжней, почему он не играл с первых минут? 2 суперсейва в концовке наглядно показали, что Варли Сергею не ровня, но Билялетдинов поступил по-своему. По Первому каналу после первого матча со Словенией показывали кадры кинохроники из детства наших хоккеистов. Победа над карликами была обставлена с широкой помпой, громовые аплодисменты не прекращались, Малахов верещал о величии русского хоккея. Это всё тоже аукнулось, но сейчас о другом. В одном из видео отец Варламова давал ему яблоко со словами, что их нужно есть каждый день, маленький Семён уплетал за обе щёки. Вчера после третьей шайбы финнов в моей голове пронеслись греховные мысли, я прошу у Господа прощения за них, но именно в тот момент я очень захотел, чтобы Варламов тем самым яблоком подавился.
Олимпиаду проиграл тренер, не сумевший переступить через схемы, не сумевший реализовать потенциал наших суперзвёзд, не взявший на игры, по его мнению, старого Гончара. Ровесник Сергея Кимо Тимонен вчера сыграл блистательно, излишне говорить, что Гончар сильнее этого финского оборонца, но места в сборной ему не нашлось. Он ошибся, как ошибся и на прошлом чемпионате мира, тогда я этого не хотел признавать, винил игроков и в первую очередь вратарей, сейчас признаю.
Первый пас у наших защитников вообще отсутствовал, даже Марков. Один из лучших в этом компоненте в мире практически не использовал свои фирменные передачи под синюю, за все игры они прошли 2-3 раза. Уверен, будь в составе Гончар, было бы по-другому, можно вспомнить ещё о двух атакующих защитниках — Дмитрии Куликове и Максиме Чудинове. Вряд ли занявшие их места в команде Никулин и Медведев были лучше, разве только тем, что играют за «Ак Барс».
Олимпиада-2014 навсегда войдёт в историю российского спорта именно провалом хоккеистов. Никакие медали наших корейцев и американцев не заменят хоккейного триумфа. Вряд ли болельщики скоро забудут этот плевок в душу. Я по крайней мере за ближайшими чемпионатами мира буду следить постольку-поскольку. Посмотрел сводки новостей, проиграли-выиграли, ну молодцы или не молодцы. И ставить против России и болеть за соперников теперь буду в лёгкую, без всякого зазрения совести. Реабилитироваться можно будет только в Корее, через четыре года. Но забыть Сочи не получится никогда.
Мне скоро тридцать лет. Я никогда не видел живьём победы россиян на Олимпиадах. 1992 год помню слишком смутно. Мой отец частенько рассказывал мне о великих игроках прошлого, о тех, кто в 1972 возил канадцев, в 1976 году героически защищался втроём 2 минуты в решающем матче Олимпиады против чехословаков, а затем выигрывал казалось уже проигранный матч. О тех, кого не сломило фиаско в Лейк-Плэсиде, и кто уже через год уничтожал канадских профессионалов в финале Кубка Канады. Своему сыну я рассказать ни о чем подобном не смогу. Я видел своими глазами и Петербург-2000, и разгромы от США, и Канады, но терпел, болел, надеялся, верил. Это поражение от финнов стало последней каплей, они были просто-напросто сильнее, вот это и есть самая горькая правда.
Павел К.