Занятная история с этим «Моральным кодексом». Коллективу уже больше двух десятков лет, многие из их песен практически любой, кто хоть сколько-то обращал внимание на отечественную музыку за эти годы, вспомнит сразу же — но при этом представить себе человека, для которого они могли бы быть самой любимой группой, отчего-то довольно непросто. Вот и с новым альбомом «Зима» так же — он выходит после семилетнего перерыва, но в ответ на это известие не столько радуешься, сколько слегка удивляешься; что, их правда столько не было слышно?
Ответ на вопрос, почему так происходит, на «Зиме», в принципе, найти можно. Со своим породистым, холёным поп-роком, одинаково спокойно вмещавшим и плавящийся стратосферный гитарный звук, и роскошно-томные дуэты с поп-звёздами, они всю жизнь попадали немножко мимо сформировавшихся в русскоязычном роке привычных лагерей. Они собрались в конце 1989-го из осколков официально-признанных советских рок-коллективов вроде «Цветов» и «Автографа» — и потому были слишком молоды и иначе настроены, чтобы полноправно встать рядом с героями русского рока, вышедшими из честного перестроечного подполья; но в то же время для почитателей нового поколения альтернативно-настроенных групп, народившихся в середине 90-х («Мумий тролль», Земфира и далее по списку), они уже казались устаревшими. Что, в общем, не совсем справедливо по отношению к группе, всегда отличавшейся ненавязчивой виртуозностью и готовностью легко жонглировать стилями и влияниями в рамках выбранного ими формата мелодичного гитарного рока, собранного с оглядкой одновременно на фанк, соул и брит-поп.
«Зима», на которой группа продолжает элегантно матереть (процесс, начатый третьей пластинкой «Я выбираю тебя»), красиво демонстрирует возможности «Морального кодекса». Тут есть и резковатый диско-рок («Кукушка», «Мир не нов», «За тебя»), и задумчивый поп-рок с прозрачной, как слеза, гитарой («Белые облака», «Больше, чем любовь»), и размашистые баллады («Я ухожу»), аранжированные с применением саксофона и госпел-хора («Огонь и лёд»), и расслабленная тропикана («Голубое небо Йокогамы»). Ничего по-настоящему выдающегося, но всё хорошее. Наверное, и в этом тоже причина несколько снисходительного отношения к коллективу — вместо того, чтобы пытаться изобрести нечто невероятное, Сергей Мазаев сотоварищи год за годом предпочитают просто и достоинством играть ту музыку, которая им по-настоящему нравится. И такой подход может вызывать уважение — тем более, что если всё-таки вслушаться в «Моральный кодекс», хоть на альбоме «Зима», хоть на грядущем концерте, довольно быстро станет ясно, что тут есть что послушать.