В конце апреля правительство РФ приняло постановление о так называемой либерализации рынка мощности во второй ценовой зоне — в Сибири. Согласно документу, с 1 мая 2014 года сибирские ГЭС могут продавать две трети вырабатываемой электроэнергии по рыночным ценам. В «ЕвроСибЭнерго» — крупнейшей в Сибири гидроэнергетической компании — решение правительства считают правильным: конкуренция между тепловой и гидрогенерацией теперь будет вестись в равных условиях, при этом государство сохраняет за собой контроль над ценовой ситуацией на рынке электроэнергии.
В условиях рыночной дискриминации
Напомним, до недавнего времени вся электроэнергия, вырабатываемая ГЭС второй ценовой зоны, поставлялась потребителям по регулируемым ценам, формируемым Федеральной службой по тарифам. При этом тепловые станции продавали и продают свои мощности по рыночным ценам, в несколько раз превышающим регулируемые. Такая ситуация длится на сибирском региональном рынке электроэнергии с 2011 года — тогда с целью сдерживания роста тарифов для конечных потребителей в объединенной энергосистеме Сибири была принята норма о стопроцентной тарификации мощности ГЭС. Это привело к тому, что значительная часть денежного потока была перераспределена в пользу компаний тепловой генерации. Таким образом, на протяжении нескольких лет сибирские предприятия гидрогенерации были вынуждены работать в дискриминационных рыночных условиях.
Существующее положение дел изменило постановление правительства Российской Федерации от 28 апреля 2014 года — «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности в части особенностей участия на оптовом рынке субъектов электроэнергетики, владеющих гидроэлектростанциями, расположенными во второй ценовой зоне оптового рынка».
Основные пункты постановления гласят, что с 1 мая 2014 года доля мощности, продаваемая ГЭС второй ценовой зоны по регулируемым договорам, составляет 35%, а с 2016 года будет составлять 20%. Проще говоря, уже сейчас гидроэлектростанции Сибири имеют право более двух третей своей мощности продавать по рыночным ценам.
Кроме того, постановлением предусматривается, что с 1 мая 2014 года электрическая энергия и мощность крупных гидроэлектростанций (более 85 МВт) может поставляться только на оптовый рынок.
Решения правительства ждали давно
Само собой, принятие постановления правительства было давно ожидаемо генераторами второй ценовой зоны. Во-первых, потому, что либерализация рынка мощности уравняла позиции гидро- и тепловой генерации. Ведь в то время как мощности всех прочих производителей электроэнергии, как и сама электроэнергия, давно продаются по свободным ценам, сибирские ГЭС долгое время были обязаны поставлять на рынок только ценопринимающие заявки, то есть участвовать в ценообразовании на стороне потребителя. Вместе с тем, ввод в строй энергоблоков Саяно-Шушенской, Богучанской ГЭС и других новых объектов сетевой инфраструктуры сформировал в Сибири предпосылки для серьезного снижения цен на электроэнергию. Так, только в 2013 году в регионе более чем на 30% упала цена на мощность.
В такой ситуации, — отмечает и.о. генерального директора «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин, — конкуренция тепловой и гидрогенерации должна вестись в равных экономических условиях, строиться на сокращении издержек и повышении внутренней эффективности, а не за счет искусственного регуляторного воздействия на наиболее эффективного производителя.
Напомним, у ГЭС в отличие от тепловых станций нет возможности получать выручку от продажи тепла. Кроме того, теперь, с либерализацией мощности, ГЭС смогут заключать с потребителями прямые двусторонние договоры, которые позволят обеим сторонам фиксировать цены на долгосрочной основе. Причем, такие договоры могут заключаться по цене ниже рыночной, как и было до 2011 года, говорят в «ЕвроСибЭнерго».
Либерализация выгодна всей энергосистеме
Однако, утверждают в «ЕвроСибЭнерго», либерализация рынка мощности на руку не только гидрогенерирующими компаниям, она выгодна всей объединенной энергосистеме региона. Так, сейчас в Сибири избыток мощностей, которые необходимо задействовать с наибольшей эффективностью, именно в рыночной логике. Особенно, если говорить об экологической генерации, то есть гидрогенерации. На данный момент около половины электроэнергии в регионе вырабатывается именно гидроэлектростанциями. Они же служат еще и регуляторами работы энергосистемы, компенсируя, в частности, неконтролируемые отклонения Казахстана. При этом высокая доля гидрогенерации обеспечивает более низкие цены для сибирских потребителей по сравнению с европейской частью страны. Наконец, ГЭС обеспечивают на рынке торможение цен, предлагаемых тепловой генерацией, за счет того что участвуют с ценопринимаюшими заявками как на электроэнергию, так и на мощность.
Разумеется, отмечают в «ЕвроСибЭнерго», при возврате к рыночному регулированию нужно учитывать интересы потребителей, прежде всего, населения. И в данном случае, объемы регулируемых договоров и порядок установления тарифов для населения Федеральной службой по тарифам, не изменятся, уверяют в компании. Иначе говоря, государство в силу действующей модели рынка мощности и принимаемых поправок в любом случае сохраняет контроль над ценовой ситуацией на рынке электроэнергии.
Павел Иванов