Главная
>
Статьи
>
Фильм: «Навстречу шторму»

Фильм: «Навстречу шторму»

11.08.2014
3

Режиссёр — Стивен Куйэл

В ролях: Ричард Армитэдж, Сара Уэйн Кэллис, Мэтт Уолш, Макс Диком, Натан Крейс

Продолжительность — 89 мин.

Сюжет и людские перипетии — это для слабаков; попробуй-ка сделать захватывающий фильм про столкновение красивых машинок или про то, как люди мутузят друг друга ногами руками? «Навстречу шторму» — ещё один фильм из этой бесстрашной нарративной традиции; абсолютно все появляющиеся на экране люди аккуратно, но решительно отодвигаются на второй план относительно настоящих главных героев этого действа — невероятных торнадо.

Сразу скажу, на большом экране нарисованные мастерами спецэффектов фильма торнадо смотрятся правда практически сногсшибательно, причём не столько страшно, сколько захватывающе — инстинктивно отлично понимаешь тех не очень сообразительных персонажей на экране, что при виде очередной гигантской воронки не бегут сломя голову к ближайшему убежищу, а застывают на месте с разинутым от изумления ртом. Авторы пишут свои невероятные катаклизмы с таким же благоговением — кажется, выбрось из «Навстречу шторму» все потуги на сюжет и оставь вместе этого закадровый голос бесстрастного рассказчика, кино не только не станет менее захватывающим, но только выиграет в стройности и честности.

Понятно, насквозь картонные персонажи в подобной истории — правила игры; но «Навстречу шторму» зачем-то упорствует в том, чтобы этих человекообразных картонок по экрану ходило много. Первые минут 15 кино старательно, хотя и предельно схематично, завязывает сразу три параллельные сюжетные линии, которые потом сойдутся внутри одного небывалого шторма — кто выживет, несмотря на любое нагнетание, а кто героически (или не очень) погибнет, считывается в ту секунду, когда физиономия того или иного героя вплывает в кадр впервые. По правде говоря, вся эта кутерьма с жалкими людишками фильму мешает не очень — опять-таки прекрасно понятно, что если потерпеть четверть часа, то ничего не значащие диалоги, набитые одной только экспозицией, наконец, сойдут на нет и уступят место вою ветра, треску деревьев и воплям «О Боже!» и «Держись!»

Схожим с диалогами и героями образом авторы «Навстречу шторму» поступают и со своей центральной идеей о том, что фильм вроде бы состоит из реальных съёмок реальных людей. Документалисты гоняются за смерчами в машинах, напичканных камерами, сыновья директора школы идут с камерами снимать выпускной — всё ок, всё понятно, и накамерный фонарь ещё пригодится, молодец, парень, что прихватил. Но режиссёр Куйэл как будто постоянно стукается об ограниченные изобразительные возможности собственного концепта и потому регулярно беззастенчиво на него плюёт — в фильм постоянно вклеиваются панорамы, снимать которые можно только с точки зрения всевидящего режиссёрского ока. Это, конечно, вызывает вполне закономерный вопрос — на фига вообще тащить в фильм основополагающий формальный приём, если не собираешься потом его придерживаться? — но в том-то и штука с «Навстречу шторму», что задавать ему эти вопросы отчего-то не торопишься. Понятно, что при мало-мальски серьёзном рассмотрении кино рассыпается быстрее, чем обычный домик при попадании в одно из собственных киношных торнадо. «Навстречу шторму» выручает та искренность, с которой создатели заворожено таращатся на непостижимые и всемогущие силы природы, против которых любая людская самонадеянность — жалкое ничто. Это правильный подход.

Вердикт — предельно схематичный в людской части, но невероятно красивый и мощный в природной фильм-катастрофа

Рекомендуем почитать