На днях было опубликовано постановление правительства РФ о поправках в порядок оформления дорожно-транспортных происшествий. Принципиальное новшество в том, что теперь участники аварии имеют право убрать свои автомобили с проезжей части даже в том случае, когда между ними есть спор о виновнике. Смысл поправок очевиден — разгрузить дороги от многочасовых пробок, возникающих из-за мелких ДТП. Однако эксперты, опрошенные Newslab.ru, указывают на проблемы, которые могут возникнуть у самих участников происшествия при новых правилах.
Согласно документу, если в аварии пострадали люди, водитель предварительно должен будет зафиксировать положение транспортных средств, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, а также записать адреса и фамилии очевидцев. При всем этом для оформления такого ДТП, как и раньше, необходимо присутствие на месте сотрудников ГИБДД.
Если же в результате аварии нанесен только имущественный вред, то у водителей будет следующие варианты действий:
- при имеющихся разногласиях по виновности — зафиксировать последствия ДТП и свидетельства очевидцев, затем сообщить о нем в полицию для получения дальнейших указаний (ждать сотрудников ГИБДД или приехать в ближайший пункт ДПС для оформления протокола);
- при отсутствии разногласий по виновности — не сообщать о происшествии в полицию. То есть, оформить так называемый «европротокол» и обратиться непосредственно в страховую компанию либо «разойтись миром», если ни у кого из участников ДТП нет имущественных претензий друг к другу.
Ключевой момент поправок — при любом ДТП водители смогут убрать свои автомобили с проезжей части, если они будут создавать препятствие движению транспортного потока. Напомним, в настоящее время оставление места ДТП в спорных ситуациях считается нарушением и наказывается.
Где гарантии?
В красноярской ГИБДД поправки пока не комментируют, ссылаясь на то, что действовать они начнут нескоро — с 1 июля 2015 года. Однако и без этого понятен смысл нововведений — по максимуму избавить сотрудников ДПС от разбора пустяковых происшествий и разгрузить дороги от пробок. Местные автоэксперты данную инициативу оценивают позитивно, однако полагают, что на практике она будет реализовываться со скрипом.
— Как участник дорожного движения в городе с высоким уровнем аварийности я одобряю эти поправки — будет снижаться количество водителей, ожидающих в ДТП приезда полиции, соответственно, будет уменьшаться количество заторов и пробок. Однако, на мой взгляд, возможно увеличение спорных моментов и судебных разбирательств. Как у нас сейчас устанавливается виновность в ДТП? Выясняются обстоятельства аварии, учитывается расположение автомобилей, длина тормозных следов, производятся прочие замеры. А в соответствии с новыми поправками, водителям достаточно будет самим составить схему ДТП и произвести фото- и видеосъемку последствий аварии. Где гарантии, что составленная схема не будет иметь искажений? К примеру, с помощью фото и видео сложно достоверно зафиксировать длину тормозного пути. Поэтому, возможно, что впоследствии участники аварии будут оспаривать виновность и доказывать свою правоту, — отмечает руководитель службы аварийных комиссаров ООО «АВАРКОМ-Сибирь» Виктор Куцак.
Он также обратил внимание на то, что виновник аварии, изначально признавший себя таковым, может просто скрыться по пути в пункт ДПС для оформления протокола. Соответственно, самой же ГИБДД в дальнейшем придется прилагать усилия для его розыска.
Не надо бояться
Еще одна проблема в том, что красноярские водители в абсолютном большинстве слабо ориентируются «во всех ваших европротоколах», и боятся брать на себя ответственность в оформлении ДТП. Тот же Куцак отмечает, что возможностью оформляться по «европротоколу», узаконенной еще в 2009 году, у нас до сих пор пользуются единицы водителей. То же касается и пункта ПДД 2.6 — оформление незначительного ДТП без участия сотрудников полиции. С другой стороны, эксперты признают, что наши автовладельцы не просто «тупят», а элементарно боятся — того, что неправильно оформят ДТП и страховая компания откажет им в выплате ущерба. Соответственно, часами ждут гаишников для составления протокола.
Представитель Федерации автомобилистов России в Красноярске Егор Фролов полагает, что подобная ситуация может продолжиться с введением поправок: — Если страховщики начнут отказываться от выплат по новым правилам оформления ДТП, все вернется на круги своя — люди не будут пользоваться правом убрать автомобиль с дороги до тех пор, пока на место не приедут сотрудники ГИБДД.
Впрочем, эксперты признают, что к новым правилам привыкать необходимо, и, более того, ими нужно активно пользоваться. — Полагаю, что до автовладельцев нужно более четко доносить изменения в ПДД и разъяснять, для чего они нужны. К примеру, в связи с новыми поправками, водителям нужно объяснить, что, прежде чем покидать место ДТП и убирать автомобиль хотя бы на обочину, нужно все четко зафиксировать — составить схему ДТП, сделать фото и видеозапись, заручиться показаниями свидетелей. Особенно важна видеозапись — чтобы потом ни у кого из участников ДТП не возникло возможности отказаться от первоначальных слов, — советует Фролов.
Куцак со своей стороны рекомендует водителям не бояться пользоваться упрощенными правилами оформления ДТП, поскольку сейчас эти схемы относительно отлажены: — Да, поначалу у водителей были проблемы с возмещением ущерба по «европротоколу». К примеру, страховые компании требовали справки о ДТП, хотя при таком оформлении они не нужны. Однако сейчас такого нет. Водители могут смело заполнять бланк извещения о ДТП и следовать в страховую компанию. И даже если какие-то проблемы возникают, можно обратиться в Центры оформления ДТП. В Красноярске их два, и они ежедневно оформляют по 40-50 происшествий. При них работают диспетчерские службы, которые в телефонном режиме бесплатно консультируют по любым вопросам, касающимся оформления ДТП. Можно приехать проконсультироваться лично.