Интервью с главным инженером Красноярской теплотранспортной компании (КТТК, входит в группу «Сибирская генерирующая компания») Александром Харюзоновым совпало с началом отопительного сезона в Красноярске. Александр Геннадьевич Харюзонов — теплоэнергетик с многолетним опытом работы, к мнению которого прислушиваются не только в компании, но и в городе. Найти свободный час в его рабочем графике практически невозможно... Как начался и пройдет этот важный для всех нас период, что надо знать о «циркуляции» или «тупиковых схемах» простому обывателю, и какой будет горячая вода в трубах красноярцев после 2022 года. Об этом и не только сегодня рассказал наш собеседник.
Александр Геннадьевич, осенне-зимний период 2014-2015 какой для Вас по счету и что лично для Вас означает «готовность к отопительному сезону»?
Лично я к отопительному сезону специально «не готовлюсь» — это для меня один из технологических этапов работы тепловых сетей. Я как в армии: всегда «в наряде».
Первый мой осенне-зимний период (ОЗП) в красноярских теплосетях был в 1989-1990 гг, значит нынче — юбилейный, 25-й. И каждый год его начало я воспринимаю далеко не празднично: проблем хватает всегда, увы, но наше оборудование, хоть мы его и ремонтируем, следим, проверяем регулярно, далеко не того уровня и качества, какое должно быть, как например, сегодня за рубежом. Многое выработало свой срок эксплуатации. Да, и масштабы нашей работы далеки от европейских. Красноярск — большой город, со сложным ландшафтом.... Поэтому в период запуска всегда есть волнение, переживание. Жизнь, как правило, вносит свои коррективы. Но мы готовы. Хотя важно отметить, что мы не одни эксплуатируем теплосети города: в зоне ответственности КТТК только половина всех тепловых сетей Красноярска. Поэтому важно, чтобы и другие теплоснабжающие организации должным образом готовили свое оборудование. Вот почему всегда в период запуска я не исключаю сбои, и даже технические «отказы» (технологические инциденты, повреждения — прим. автора).
Аварийных ситуаций много бывает за отопительный период? Какова статистика?
Уже не раз говорилось, что 33 процента теплосетей, из тех, что обслуживает наша компания — ветхие, время их эксплуатации уже превысило расчетный срок. Именно на старых участках в течение ОЗП происходит 82-83 процентов «отказов». Конечно, далеко не все повреждения можно назвать аварийными, но они есть. И будут, к сожалению. Мы стараемся минимизировать их число, но работа ветхого оборудования — процесс непредсказуемый. Почему такое оборудование, теплосети эксплуатируем? Нет средств, тарифа недостаточно. Да, и отремонтировать физически за короткий срок времени их нельзя. Поэтому мы прибегаем к экспертизе промышленной безопасности. На основании заключений экспертов и определяется дальнейший срок эксплуатации объектов. Сколько это — год, три, пять, — зависит от состояния каждого конкретного участка теплосети. Именно на основе этих данных составляется ежегодная программа капитального ремонта теплосетей. А его объемы зависят от тех денежных средств, которые заложены в тарифе. Что-то за счет внутренней экономии мы можем увеличить, но это в масштабах требуемого — мизер. Увы, мы не можем, как это есть за рубежом, менять каждый отслуживший свой расчетный срок участок теплосети, несмотря на то, что его состояние еще удовлетворительное. Там подход другой: выработал положенный срок — заменили.
Вернемся к началу ОЗП. Многие жители, слыша «сети ставятся на циркуляцию» понимают это так, что вот-вот пойдет тепло по трубам. Так что же такое «режим циркуляции»?
Простой пример. Чтобы любое техническое устройство заработало, нужно проделать ряд манипуляций в определённый отрезок времени. Любая хозяйка это знает: утюг надо включить в розетку и он должен нагреться, печку в доме надо сначала растопить и нужно время, чтобы установилась необходимая температура в помещении т.д. А чем больше техническая система, чем она более разветвленная географически, — времени нужно явно больше. Другими словами режим циркуляции — это подготовительный или переходный этап, еще не «зеленый», а «желтый» свет для начала отопительного сезона. Выполняется этот «переход» поэтапно, поэтому, когда люди слышат, что «сети поставлены на циркуляцию», надо понимать: чтобы в квартире стало тепло, для этого нужно время. Для нас это время составляет 7-10 дней. Мгновенно такую большую систему не запустить, присоединение потребителей идет постепенно: как правило, первыми подключаются социально-значимые объекты. Затем, с массовым подключением потребителей, процесс стабилизируется.
Сейчас много говорят о готовности жилищных организаций к приему тепла и их оперативности. Кто-то хитрит — не сразу задвижки в домах открывает, кто-то экономит на промывке, и зимой забитые трубы и батареи плохо «отдают тепло»... А претензии по «чуть живым» батареям жители потом энергетикам предъявляют. Что в обязательном порядке должны сделать технические службы управляющих компаний (УК) или ТСЖ при подготовке к отопительному сезону?
Любой дом, жилой, или административное здание — это сложный комплекс инженерных систем и коммуникаций. И управляющая компания, или специальная организация, которая по найму осуществляет обслуживание этих зданий, должна выполнить целый комплекс организационно-технических мероприятий по подготовке объекта к зиме. В первую очередь, внутренние системы теплопотребления должны быть промыты, они должны быть опрессованы под давлением выше рабочего, тепловой контур здания должен быть так подготовлен, чтобы удерживать тепло, есть ряд других требований, — за всем этим следят и государственные органы контроля и надзора, и ресурсноснабжающие организации. В нашей компании эти функции выполняет тепловая инспекция. В период активной подготовки к ОЗП работы у них много — тепло от КТТК в Красноярске и его пригородах получают почти 7500 объектов, свыше 800 000 жителей. Зона нашей ответственности большая, все нацелено на то, чтобы повышать надежность и эффективность работы централизованной системы теплоснабжения в Красноярске. Насколько это нам удается и показывает прохождение отопительного периода.
В рамках работы над схемой теплоснабжения города (она разрабатывается на основе генерального плана развития Красноярска до 2030 года) есть требование перейти с «открытой» схемы на «закрытую». Что это такое? Возможно ли это в Красноярске? И что это даст потребителям?
Вопрос очень сложный, не быстрый, но такую возможность надо изыскивать.
Сегодня в городе эксплуатируется «открытая» схема горячего водоснабжения: это значит, что сейчас вода для горячего водоснабжения и теплоснабжения одна, это техническая вода. Она хорошего качества, чистая — забор воды для ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 идет из реки Енисей (поверхностная вода) и подрусловых вод Енисея для ТЭЦ-3, проводится водоподготовка, очистка. На ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 вода проходит через фильтры грубой очистки. Частично для котлов на ТЭЦ-1 на период паводка вода проходит осветлители. Поскольку подрусловая вода на ТЭЦ-3 гораздо чище поверхностной, дополнительная очистка ей не требуется. Из водоподготовки на ТЭЦ-3 применяют умягчение и подщелачивание воды для приведения воды в соответствие с требованиями производственно-технической эксплуатации. Но пройдя через внутридомовые системы отопления, горячая вода сегодня в Красноярске не всегда соответствует требованиям «вода питьевая». В воде из-за внутридомовых систем отопления, которые, порой, не промываются должным образом, повышается цветность, содержание железа и взвешенных веществ. В результате, жители получают воду недостаточно хорошего качества.
Когда будет реализована «закрытая» схема горячего водоснабжения, тогда будет нагреваться холодная вода, которая является питьевой, следовательно, к потребителю, по вторичному контуру, будет приходить горячая вода соответствующая всем санитарным нормам. Попросту говоря, ее можно будет пить, использовать в пищу. Конечно, тогда нагрузка на водоводы существенно увеличится, а значит, надо увеличивать их пропускную способность, увеличится нагрузка на насосные станции. Греться до требуемой температуры холодная вода будет или на индивидуальных тепловых пунктах в конкретных домах, либо на центральных тепловых пунктах, обслуживающих группу домов, микрорайон. Реализацией этих задач и должны уже сегодня озаботиться городские власти. Повторю, вопрос принципиального изменения схемы горячего водоснабжения сложный, затратный, требующий больших инвестиций, но это необходимо сделать — так требует федеральное законодательство. Стоит задача это выполнить в Красноярске к 2022 году.
Многих жителей словосочетание «тупиковая схема» ставит в тупик: горячая вода летом у них идет чуть теплая и все говорят — «у вас в доме тупиковая схема — ничего поделать не можем». Есть ли решение этой проблемы?
Кстати, реализация проекта перехода с «открытой» схемы горячего водоснабжения на «закрытую» позволит и забыть про этот злополучный «эффект» тупиковых схем. Ведь что такое «тупиковая схема»? Это когда отсутствует циркуляция воды в сети. Вода должна двигаться по подающему трубопроводу от теплоисточника, и возвращаться на теплоисточник по обратному трубопроводу — в этом случае нет охлаждения воды перед точками ее разбора. А сегодня потребитель, там где существует «тупиковая схема», вынужден открывать кран и сливать воду, пока она не нагреется. С установкой приборов учета это выливается в дополнительные затраты.
Мы стараемся изыскивать все технические возможности, чтобы и летом поддерживать циркуляционный режим в сети. Хотя, существующие нормативно-технические документы, которые регламентируют нашу работу, не требуют соблюдать режим циркуляции в летний период, так называемая «тупиковая схема» считается нормой. Кроме того, это затратно для компании, но мы считаем, потребитель должен получать качественную услугу. Поэтому, впервые этим летом, в экспериментальном формате, был введен циркуляционный режим в контуре Красноярской ТЭЦ-2. Сейчас обрабатываются все данные, анализируется социальный и экономический эффект от этого. У потребителей, запитанных на Красноярскую ТЭЦ-3, такой проблемы нет, да и внутридомовая система горячего водоснабжения в новых домах уже позволяет осуществлять режим циркуляции в сети. Сложнее всего в старых домах правобережья. Но переход на «закрытую схему» водоразбора позволит и эту проблему решить.
Что такое теплоэнергетика сегодня? И какими главными качествами должен обладать настоящий теплоэнергетик?
Теплоэнергетика всегда была фундаментальной, базовой отраслью в экономике, она, как и энергетика в целом, дает развитие другим видам промышленности в регионе, дает возможности для жизнедеятельности общества в том или ином регионе. Это — ресурс для развития территории. Что касается качеств... Тот специалист, который приходит в нашу сферу, должен в первую очередь, на мой взгляд, — хотя, наверное, это подходит для любой профессии, — обладать выдержкой. У теплоэнергетиков, как у дипломатов: нужно уметь «выдержать паузу», не принимать скоропалительных, поспешных решений. Бывают очень серьезные ситуации, поэтому надо подумать, когда вокруг ажиотаж. Теплоэнергетики обслуживают звенья одного большого технологического процесса: есть персонал и оборудование на теплоисточнике; есть персонал теплотранспортных компаний, кто занимается передачей и распределением тепловой энергии; и есть специалисты, кто работает с потребителем. Сбой может быть в любом звене, а отразиться это может и на других. Поэтому, важно оперативно принимать верные решения, чтобы быстро вернуть системе нормальное функционирование, но — очень взвешенно, осмысленно.
Второе. В нашей профессии надо помнить всегда, что теплоэнергетика — это социально значимая отрасль. В зависимости от принятых решений и качества исполнения своих обязанностей — от рабочего до директора — могут пострадать люди. Особенно это важно в нашем суровом климате: в Сибири тепло для человека такой же значимый фактор, как и пища. Ну и, конечно, для теплоэнергетика важна уверенность в своих действиях, и ответственность за принятые решения. Пусть это звучит пафосно, но это правда — мы ответственны за то дело, которое делаем...
Записала Екатерина Ветрова,
фото Елены Евельсон