Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Александр Харюзонов: «У теплоэнергетиков, как у дипломатов: нужно уметь „выдержать паузу“»

Александр Харюзонов: «У теплоэнергетиков, как у дипломатов: нужно уметь „выдержать паузу“»

25.09.2014
1

Интервью с главным инженером Красноярской теплотранспортной компании (КТТК, входит в группу «Сибирская генерирующая компания») Александром Харюзоновым совпало с началом отопительного сезона в Красноярске. Александр Геннадьевич Харюзонов — теплоэнергетик с многолетним опытом работы, к мнению которого прислушиваются не только в компании, но и в городе. Найти свободный час в его рабочем графике практически невозможно... Как начался и пройдет этот важный для всех нас период, что надо знать о «циркуляции» или «тупиковых схемах» простому обывателю, и какой будет горячая вода в трубах красноярцев после 2022 года. Об этом и не только сегодня рассказал наш собеседник.

Александр Геннадьевич ХарюзоновАлександр Геннадьевич, осенне-зимний период 2014-2015 какой для Вас по счету и что лично для Вас означает «готовность к отопительному сезону»?

Лично я к отопительному сезону специально «не готовлюсь» — это для меня один из технологических этапов работы тепловых сетей. Я как в армии: всегда «в наряде».

Первый мой осенне-зимний период (ОЗП) в красноярских теплосетях был в 1989-1990 гг, значит нынче — юбилейный, 25-й. И каждый год его начало я воспринимаю далеко не празднично: проблем хватает всегда, увы, но наше оборудование, хоть мы его и ремонтируем, следим, проверяем регулярно, далеко не того уровня и качества, какое должно быть, как например, сегодня за рубежом. Многое выработало свой срок эксплуатации. Да, и масштабы нашей работы далеки от европейских. Красноярск — большой город, со сложным ландшафтом.... Поэтому в период запуска всегда есть волнение, переживание. Жизнь, как правило, вносит свои коррективы. Но мы готовы. Хотя важно отметить, что мы не одни эксплуатируем теплосети города: в зоне ответственности КТТК только половина всех тепловых сетей Красноярска. Поэтому важно, чтобы и другие теплоснабжающие организации должным образом готовили свое оборудование. Вот почему всегда в период запуска я не исключаю сбои, и даже технические «отказы» (технологические инциденты, повреждения прим. автора).

Аварийных ситуаций много бывает за отопительный период? Какова статистика?

Уже не раз говорилось, что 33 процента теплосетей, из тех, что обслуживает наша компания — ветхие, время их эксплуатации уже превысило расчетный срок. Именно на старых участках в течение ОЗП происходит 82-83 процентов «отказов». Конечно, далеко не все повреждения можно назвать аварийными, но они есть. И будут, к сожалению. Мы стараемся минимизировать их число, но работа ветхого оборудования — процесс непредсказуемый. Почему такое оборудование, теплосети эксплуатируем? Нет средств, тарифа недостаточно. Да, и отремонтировать физически за короткий срок времени их нельзя. Поэтому мы прибегаем к экспертизе промышленной безопасности. На основании заключений экспертов и определяется дальнейший срок эксплуатации объектов. Сколько это — год, три, пять, — зависит от состояния каждого конкретного участка теплосети. Именно на основе этих данных составляется ежегодная программа капитального ремонта теплосетей. А его объемы зависят от тех денежных средств, которые заложены в тарифе. Что-то за счет внутренней экономии мы можем увеличить, но это в масштабах требуемого — мизер. Увы, мы не можем, как это есть за рубежом, менять каждый отслуживший свой расчетный срок участок теплосети, несмотря на то, что его состояние еще удовлетворительное. Там подход другой: выработал положенный срок — заменили.

Вернемся к началу ОЗП. Многие жители, слыша «сети ставятся на циркуляцию» понимают это так, что вот-вот пойдет тепло по трубам. Так что же такое «режим циркуляции»?

Простой пример. Чтобы любое техническое устройство заработало, нужно проделать ряд манипуляций в определённый отрезок времени. Любая хозяйка это знает: утюг надо включить в розетку и он должен нагреться, печку в доме надо сначала растопить и нужно время, чтобы установилась необходимая температура в помещении т.д. А чем больше техническая система, чем она более разветвленная географически, — времени нужно явно больше. Другими словами режим циркуляции — это подготовительный или переходный этап, еще не «зеленый», а «желтый» свет для начала отопительного сезона. Выполняется этот «переход» поэтапно, поэтому, когда люди слышат, что «сети поставлены на циркуляцию», надо понимать: чтобы в квартире стало тепло, для этого нужно время. Для нас это время составляет 7-10 дней. Мгновенно такую большую систему не запустить, присоединение потребителей идет постепенно: как правило, первыми подключаются социально-значимые объекты. Затем, с массовым подключением потребителей, процесс стабилизируется.

Сейчас много говорят о готовности жилищных организаций к приему тепла и их оперативности. Кто-то хитрит — не сразу задвижки в домах открывает, кто-то экономит на промывке, и зимой забитые трубы и батареи плохо «отдают тепло»... А претензии по «чуть живым» батареям жители потом энергетикам предъявляют. Что в обязательном порядке должны сделать технические службы управляющих компаний (УК) или ТСЖ при подготовке к отопительному сезону?

Любой дом, жилой, или административное здание — это сложный комплекс инженерных систем и коммуникаций. И управляющая компания, или специальная организация, которая по найму осуществляет обслуживание этих зданий, должна выполнить целый комплекс организационно-технических мероприятий по подготовке объекта к зиме. В первую очередь, внутренние системы теплопотребления должны быть промыты, они должны быть опрессованы под давлением выше рабочего, тепловой контур здания должен быть так подготовлен, чтобы удерживать тепло, есть ряд других требований, — за всем этим следят и государственные органы контроля и надзора, и ресурсноснабжающие организации. В нашей компании эти функции выполняет тепловая инспекция. В период активной подготовки к ОЗП работы у них много — тепло от КТТК в Красноярске и его пригородах получают почти 7500 объектов, свыше 800 000 жителей. Зона нашей ответственности большая, все нацелено на то, чтобы повышать надежность и эффективность работы централизованной системы теплоснабжения в Красноярске. Насколько это нам удается и показывает прохождение отопительного периода.

В рамках работы над схемой теплоснабжения города (она разрабатывается на основе генерального плана развития Красноярска до 2030 года) есть требование перейти с «открытой» схемы на «закрытую». Что это такое? Возможно ли это в Красноярске? И что это даст потребителям?

Вопрос очень сложный, не быстрый, но такую возможность надо изыскивать.

Сегодня в городе эксплуатируется «открытая» схема горячего водоснабжения: это значит, что сейчас вода для горячего водоснабжения и теплоснабжения одна, это техническая вода. Она хорошего качества, чистая — забор воды для ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 идет из реки Енисей (поверхностная вода) и подрусловых вод Енисея для ТЭЦ-3, проводится водоподготовка, очистка. На ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 вода проходит через фильтры грубой очистки. Частично для котлов на ТЭЦ-1 на период паводка вода проходит осветлители. Поскольку подрусловая вода на ТЭЦ-3 гораздо чище поверхностной, дополнительная очистка ей не требуется. Из водоподготовки на ТЭЦ-3 применяют умягчение и подщелачивание воды для приведения воды в соответствие с требованиями производственно-технической эксплуатации. Но пройдя через внутридомовые системы отопления, горячая вода сегодня в Красноярске не всегда соответствует требованиям «вода питьевая». В воде из-за внутридомовых систем отопления, которые, порой, не промываются должным образом, повышается цветность, содержание железа и взвешенных веществ. В результате, жители получают воду недостаточно хорошего качества.

Когда будет реализована «закрытая» схема горячего водоснабжения, тогда будет нагреваться холодная вода, которая является питьевой, следовательно, к потребителю, по вторичному контуру, будет приходить горячая вода соответствующая всем санитарным нормам. Попросту говоря, ее можно будет пить, использовать в пищу. Конечно, тогда нагрузка на водоводы существенно увеличится, а значит, надо увеличивать их пропускную способность, увеличится нагрузка на насосные станции. Греться до требуемой температуры холодная вода будет или на индивидуальных тепловых пунктах в конкретных домах, либо на центральных тепловых пунктах, обслуживающих группу домов, микрорайон. Реализацией этих задач и должны уже сегодня озаботиться городские власти. Повторю, вопрос принципиального изменения схемы горячего водоснабжения сложный, затратный, требующий больших инвестиций, но это необходимо сделать — так требует федеральное законодательство. Стоит задача это выполнить в Красноярске к 2022 году.

Многих жителей словосочетание «тупиковая схема» ставит в тупик: горячая вода летом у них идет чуть теплая и все говорят — «у вас в доме тупиковая схема — ничего поделать не можем». Есть ли решение этой проблемы?

Кстати, реализация проекта перехода с «открытой» схемы горячего водоснабжения на «закрытую» позволит и забыть про этот злополучный «эффект» тупиковых схем. Ведь что такое «тупиковая схема»? Это когда отсутствует циркуляция воды в сети. Вода должна двигаться по подающему трубопроводу от теплоисточника, и возвращаться на теплоисточник по обратному трубопроводу — в этом случае нет охлаждения воды перед точками ее разбора. А сегодня потребитель, там где существует «тупиковая схема», вынужден открывать кран и сливать воду, пока она не нагреется. С установкой приборов учета это выливается в дополнительные затраты.

Мы стараемся изыскивать все технические возможности, чтобы и летом поддерживать циркуляционный режим в сети. Хотя, существующие нормативно-технические документы, которые регламентируют нашу работу, не требуют соблюдать режим циркуляции в летний период, так называемая «тупиковая схема» считается нормой. Кроме того, это затратно для компании, но мы считаем, потребитель должен получать качественную услугу. Поэтому, впервые этим летом, в экспериментальном формате, был введен циркуляционный режим в контуре Красноярской ТЭЦ-2. Сейчас обрабатываются все данные, анализируется социальный и экономический эффект от этого. У потребителей, запитанных на Красноярскую ТЭЦ-3, такой проблемы нет, да и внутридомовая система горячего водоснабжения в новых домах уже позволяет осуществлять режим циркуляции в сети. Сложнее всего в старых домах правобережья. Но переход на «закрытую схему» водоразбора позволит и эту проблему решить.

Что такое теплоэнергетика сегодня? И какими главными качествами должен обладать настоящий теплоэнергетик?

Теплоэнергетика всегда была фундаментальной, базовой отраслью в экономике, она, как и энергетика в целом, дает развитие другим видам промышленности в регионе, дает возможности для жизнедеятельности общества в том или ином регионе. Это — ресурс для развития территории. Что касается качеств... Тот специалист, который приходит в нашу сферу, должен в первую очередь, на мой взгляд, — хотя, наверное, это подходит для любой профессии, — обладать выдержкой. У теплоэнергетиков, как у дипломатов: нужно уметь «выдержать паузу», не принимать скоропалительных, поспешных решений. Бывают очень серьезные ситуации, поэтому надо подумать, когда вокруг ажиотаж. Теплоэнергетики обслуживают звенья одного большого технологического процесса: есть персонал и оборудование на теплоисточнике; есть персонал теплотранспортных компаний, кто занимается передачей и распределением тепловой энергии; и есть специалисты, кто работает с потребителем. Сбой может быть в любом звене, а отразиться это может и на других. Поэтому, важно оперативно принимать верные решения, чтобы быстро вернуть системе нормальное функционирование, но — очень взвешенно, осмысленно.

Второе. В нашей профессии надо помнить всегда, что теплоэнергетика — это социально значимая отрасль. В зависимости от принятых решений и качества исполнения своих обязанностей — от рабочего до директора — могут пострадать люди. Особенно это важно в нашем суровом климате: в Сибири тепло для человека такой же значимый фактор, как и пища. Ну и, конечно, для теплоэнергетика важна уверенность в своих действиях, и ответственность за принятые решения. Пусть это звучит пафосно, но это правда — мы ответственны за то дело, которое делаем...

Записала Екатерина Ветрова,
фото Елены Евельсон

Рекомендуем почитать