Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Что мешает развитию образования?

Что мешает развитию образования?

16.10.2014
10

В декабре исполнится ровно два года, как в России был принят новый закон «Об образовании». В Красноярском крае летом 2014 года дополнили его своими нормативами. Однако как оказалось, новые правила игры не только не устранили проблемыно и добавили педагогам и профильным чиновникам новых «болячек». Как их решать, обсуждали 15 октября в Законодательном Собрании на заседании тематического круглого стола.

С места в карьер

Людмила МагомедоваТон обсуждению задала председатель комитета ЗС по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова еще до начала работы круглого стола. Журналистам она буквально вывалила кучу проблем, которые есть сейчас в системе образования.

— Есть проблемы, связанные с самим механизмом реализации, с правоприменением закона «Об образовании». Не хватает подзаконных актов и понимания органов местного самоуправления, какими инструкциями нужно пользоваться. Вторая группа проблем связана с пробелами в федеральном законодательстве. Например, организация психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи для ребятишек, которые испытывают трудности в освоении программ. Третья группа проблем существовала еще до принятия федерального и краевого законов — например, нехватка мест в детских садах. Есть еще ряд проблем. Но все они связаны с финансированием. Есть, например, серьезные сложности с обеспечением питания детей в коррекционных школах, трудности с подготовкой ребятишек, которые, корректно скажем, недостаточно владеют русским языком и поступают в наши школы на обучение, — поведала Магомедова.

И уже после этого стало ясно — федеральный закон не только не устранил огрехи прошлого, но и добавил новых. На просьбу оценить качество такого закона Магомедова отреагировала дипломатично.

— О качестве много говорилось. Закон готовили всем миром — в его подготовке поучаствовали и общественные организации, и родительское сообщество, и профессиональное. Все приняли участие. Как только 29 декабря 2012 года он был принят, уже в тот момент начали вслед поступать многочисленные поправки к федеральному закону.

Образовательные детали

Министр образования края Светлана Маковская первой доложила о положении дел. Все не очень радужно во всех направлениях. И что касается мест в детских садах, где усилия властей по постройке садиков сводятся на нет улучшением демографии; и по поводу интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в обычные школы; и в части кадрового обеспечения. Много всего. Кубышка проблем наполнена даже такими, как кочевые школы, которые работают на севере края с 2008 года и нормативов по которым нет до сих пор. И уже из слов Маковской стало ясно — закон-то сам по себе неплохой и дает школам много возможностей для маневров, многое позволяет решать на местах, многое менять... Но вот средств на это, как и конкретных руководств к действию, нет никаких.

Самым ярким докладом стала речь директора школы № 1 города Заозерный Ирины Крук. Она рассказала, что уже десять лет ее учреждение занимается проблемой адаптации детей с ограниченными физическими возможностями. Проще говоря, на базе школы вместе со здоровыми детьми учатся и дети-инвалиды.

— Массового приема детей с ограниченными физическими возможностями в школы не случилось, потому что проблем на самом деле больше, чем лежит на поверхности. Очень слабо на местах проводится ранняя диагностика, а ведь если не определять проблему, не готовить ребенка к школе, то на школу ляжет двойная нагрузка. Принять такого неподготовленного ребенка в семь лет — это уже поздно. Мы зовем детей с четырех лет, диагностируем их, сопровождаем, готовим. Это не финансируется — все за счет бюджета школы. Нужны психолого-педагогические, медико-социальные центры, — с болью в голосе говорила Крук. Она же перечислила еще ряд проблем, среди которых самая явная — школы попросту технически не готовы к приему таких детей — нет пандусов, узкие проемы, в которые на коляске не протиснуться, отсутствие технических устройств для тех же слабослышащих учеников.

На заседании круглого столаЧуть позже позитивно выступила представитель СибГТУ Татьяна Ищенко. Она похвасталась, что на деньги специального гранта им удалось организовать качественную учебу студентов с ограниченными физическими возможностями в Лесосибирском филиале вуза. Да только вот и дураку понятно, что это единичный случай и те же вузы и школы такие гранты все вместе вряд ли получат.

Депутат Заксобрания и участник круглого стола Виктор Кардашов с тезисом, что большинство проблем из-за нехватки денег, согласен. Однако сделал оговорку, что не только финансирование стоит ставить во главу угла.

— Проблема не только в деньгах. Я с деньгами работаю давно — их должно быть ровно столько, сколько необходимо. И никто не отменял рачительного расходования средств. Дело еще в том, что система образования в крае неоднородная, сложная. Есть Красноярск, Зеленогорск, Железногорск, есть материальная база. Другое дело — северные и сельские территории. Очень непросто ответить однозначно ответить, что вот именно денег только и не хватает. Закон «Об образовании» задает правила, ритм. Нам нужно его грамотно адаптировать, — заявил депутат.

Депутат Максим Маркерт считает, что нет ничего страшного, что сейчас возникают вопросы к закону.

— Закон новый. Наш краевой — и то меньше. Невозможно написать документ, по которому сразу можно будет жить, которым сразу можно будет пользоваться. Жизнь идет, все изменяется. Ничто не мешает использовать закон и оперативно вносить коррективы, — высказался Маркерт.

Тематическим финалом стали слова заместителя председателя Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края Галины Вычужаниной.

— Я вспомнила 1995 год, когда мы обсуждали закон «Об образовании» образца 1992 года. И тогда один из участников дискуссии заявил: слава богу, что родители этот закон толком не знают. Потому что школам бы тогда жилось очень трудно. То же самое я могу повторить и про нынешний закон, — заключила она.

В итоге все просьбы, предложения и заключения, прозвучавшие во время круглого стола, должны превратиться, как заявила в самом начале Магомедова, в «рекомендации и лечь на стол краевого правительства и губернатора».

фото: www.sobranie.info

Магомедова Людмила Васильевна
Депутат Законодательного собрания Красноярского края
Маковская Светлана Ивановна
Министр образования Красноярского края
Кардашов Виктор Иванович
Депутат Законодательного собрания Красноярского края
Маркерт Максим Андреевич
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края

Рекомендуем почитать