Определение высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) появилось в России всего несколько лет. В общих словах, ВМП — это оказание помощи с применением высоких медицинских технологий для лечения сложных заболеваний или повреждений. На данный момент ВМП в нашей стране оказывается по ряду медицинских профилей, в числе которых онкология, неврология, нейрохирургия, педиатрия, эндокринология и другие — всего 21 направление. В данный перечень входят также травматология и ортопедия, и сегодняшний собеседник Newslab.ru — руководитель центра травматологии-ортопедии краевой клинической больницы, главный внештатный травматолог-ортопед минздрава Красноярского края Алексей Лубнин рассказал, насколько востребована населением края высокотехнологичная медицинская помощь в травматологии и ортопедии, и кто и как может ее получить.
Алексей Михайлович, поясните более развернуто, что же все-таки подразумевается под высокотехнологичной медицинской помощью?
Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи. ВМП включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью. Для оказания услуг, относящихся к ВМП в травматологии-ортопедии требуются как правило, специальные имплантаты и другие расходные материалы, обеспечивающие работу соответствующего оборудования. Разумеется, медицинские технологии, относящиеся к ВМП, помимо их высокой стоимости, являются еще и наиболее сложными.
Обобщенно можно сказать, что ВМП — это современные медицинские услуги, которые обеспечивают возвращение пациенту необходимого уровня качества жизни.
О чем конкретно может идти речь на примере вашего медицинского профиля?
Если говорить конкретно о нашей специализации — травматологии и ортопедии, то к ВМП у нас относится целый перечень технологий, в который входят эндопротезирование крупных суставов, реконструктивно-восстановительные операции при серьезных деформациях, последствиях повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата, и многие другие сложные виды медицинского вмешательства. Проще говоря, все операции, связанные с обеспечением возможности восстановления функции опоры и передвижения пациента, восстановлением функции крупных суставов, дефектов костных и мягкотканых структур, которые наиболее значительно влияют на качество жизни человека.
Правильно ли я понимаю, что технологиями ВМП в ортопедии и травматологии у нас располагает только профильный центр краевой клинической больницы?
Скажем так, из того номенклатурного перечня технологий, который закреплен приказом Министерства здравоохранения РФ как высокотехнологичная медицинская помощь, большинство видов операций могут быть осуществлены только в краевой клинической больнице. Отдельные виды ВМП в ортопедии и травматологии оказываются у нас и в других медицинских учреждениях. Но, повторюсь, львиная доля таких операций приходится именно на наш центр.
При этом имеющееся оборудование, уровень квалификации специалистов и мощность коечного фонда позволяет нам на сегодня закрыть порядка 80% ежегодной потребности населения Красноярского края в ВМП. Оставшиеся 20% пациентов мы отправляем в клиники федерального подчинения.
То есть, можно сделать вывод, что потребность у жителей края в высокотехнологичной медицинской помощи достаточно высока?
Да. На сегодня по профилю ортопедия-травматология в крае оказывается около тысячи услуг, входящих в утвержденный перечень ВМП. Между тем, мы отмечаем ежегодный неуклонный рост потребности населения в таких операциях.
Каков на сегодня уровень оснащения центра травматологии-ортопедии краевой клинической больницы?
Могу сказать, что по уровню технологий и оснащения на данный момент мы не уступаем ведущим российским клиникам. Более того, ежегодно мы внедряем новые технологии. К примеру, в этом году внедрили технологии по реконструкции особых повреждений тазового кольца, которые приводят к осложнениям и ранней инвалидизации пациента. Благодаря этим технологиям пациент, получивший тяжелую травму таза, может уже через 3-4 дня иметь возможность полноценной опоры на обе ноги. Также в этом году мы внедрили технологию восстановления грудной клетки при нарушении ее каркасности в результате тяжелой травмы. Это позволяет избежать длительной искусственной вентиляции легких и обеспечить пациенту раннюю функцию самостоятельно дыхания. Что касается ортопедии, то на сегодня мы располагаем всеми видами эндоскопических вмешательств на суставах. В следующем году планируем внедрить артроскопические реконструкции мягкотканых повреждений тазобедренного сустава.
Больной вопрос для многих медицинских учреждений — дефицит квалифицированных кадров. Как у вас обстоят с этим дела?
С кадровым обеспечением и уровнем квалификации специалистов проблем на данный момент мы не испытываем. Чтобы не быть голословным, скажу, что наши врачи проводят мастер-классы даже в клиниках федерального подчинения. К примеру, в прошлом году мы обучали ряду технологий специалистов Барнаульского федерального центра травматологии и ортопедии. Кроме того, к нам приезжали польские коллеги — проходить курс обучения по методике Илизарова. Уже в этом году наши специалисты обучали коллег и способствовали внедрению технологий в республиканском центре трансплантологии в Астане. Разумеется, наши врачи и сами постоянно повышают квалификацию — проходят стажировку в ведущих отечественных и зарубежных медицинских центрах.
Вы отметили, что высокотехнологичные операции не включены в систему ОМС. Из каких источников в таком случае идет финансирование ВМП? Приходится ли самим пациентам оплачивать операции?
Нет. Каждый наш гражданин в случае необходимости имеет право получить высокотехнологичную медицинскую помощь совершенно бесплатно — в рамках программы государственных гарантий. При этом финансирование осуществляется из федерального и краевого бюджетов. Кроме того, в прошлом году ряд технологий ВМП были переданы в систему ОМС. Речь идет об эндопротезировании тазобедренных суставов. Но основная часть операций, которые мы квалифицируем как ВМП, продолжает финансироваться из бюджетов.
Кто принимает решение о том, что пациент нуждается в высокотехнологичной помощи? И какова в целом процедура получения ВМП для граждан?
Процедура следующая. Пациент обращается в медицинское учреждение, где имеют право делать заключения о необходимости ВМП. То есть те, в штате которых работает травматолог-ортопед соответствующего уровня. Данный специалист проводит осмотр, на основе которого принимает решение о нуждаемости пациента в ВМП, и регистрирует его в специальном журнале учета. После этого пациент проходит процедуру обследования — сбора анализов на выявление побочных заболеваний. Наконец, формируется пакет соответствующих документов, который направляется в краевую больницу или федеральное учреждение, где пациенту будет оказываться высокотехнологичная медицинская помощь.
Как долго длится данная процедура?
При четком прохождении всех этапов обследования и регистрации пациента процедура занимает 1,5-2 месяца. Однако это в том случае, если речь идет о плановой операции. В экстренных ситуациях, когда пациенту требуется неотложная помощь, конечно, сначала проводится операция, а уже потом уже процедура оформления.
Могут ли пациенту отказать в высокотехнологичной медицинской помощи?
Система обследования и регистрации пациентов выстроена таким образом, что риск неправильного решения, которое могло бы послужить причиной отказа принимающего учреждения, фактически сведён к минимуму. Во-первых, решение о нуждаемости пациента в ВМП принимают высококвалифицированные специалисты. Во-вторых, процедура предусматривает дополнительный контроль обследования при разборах сложных случаев, вплоть до привлечения главного травматолога края.
С полным основанием могу утверждать, что в Красноярском крае система выявления нуждаемости пациентов в ВМП налажена очень четко. И это не просто мое личное мнение. В прошлом году на совещании главных травматологов Сибирского и Уральского федеральных округов, проходившем в Курганском центре травматологии и ортопедии, наши коллеги из других регионов отмечали, что красноярские специалисты травматологи и работники министерства злравоохранения наиболее правильно принимают решения о нуждаемости пациентов в ВМП и наилучшим образом решают вопрос в оказании этой помощи.