Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
В глубине бокситовых руд

В глубине бокситовых руд

01.06.2015
5

Североуральск — небольшой шахтерский город в Свердловской области, примерно в 500 км от столицы Урала Екатеринбурга. На местных шахтах добывают бокситовую руду — сырье для выплавки алюминия, поступающее на глиноземные и алюминиевые заводы компании «РУСАЛ» (в том числе, на Ачинский глиноземный комбинат).

Североуральск стоит на крупном месторождении бокситовых руд, к слову, древнейших на Земле — их возраст свыше 350 миллионов лет. Им город и обязан своим появлением: после того как в 30-е годы прошлого века здесь было открыто месторождение бокситов, для его разработки создали специальное предприятие — «Североуральский бокситовый рудник» (СУБР). Именно оно стало и до сих пор является градообразующим предприятием Североуральска.

В прошлом году СУБР отметил 80-летний юбилей. За годы работы предприятие добыло 220 млн тонн боксита, а под землей его шахтерами было пройдено 2,4 тыс. км горных выработок.

Как шутят местные жители, они живут сразу в двух городах: на поверхности — в Североуральске и под землей — в СУБРе. В настоящее время в составе предприятия четыре действующих шахты: «Красная Шапочка», «Кальинская», «Ново-Кальинская» и «Черемуховская». В 2015 году начался новый этап развития СУБРа — запущена в эксплуатацию шахта «Черемуховская-Глубокая». Событие примечательно еще и тем, что это первая шахта, открытая на Урале за последние 10 лет. Компания «РУСАЛ» предоставила возможность побывать в ней журналистам из регионов своего присутствия.

«У вас руки тоже не шахтерские»

«Шахтерский труд» — общепринятый синоним тяжелой физической работы. В том, насколько это справедливо, убеждаешься, побывав в шахте на глубине более тысячи метров.

—Не-е, по мне уж лучше «муки творчества», — делятся впечатлениями журналисты, глядя, как крепкие парни-шахтеры орудуют в забое огромными пневматическими перфораторами.

С этой площадки шахтеров «Черемуховской-Глубокой» отвозят до места спуска в шахту

Впрочем, обо всем по порядку. То, что шахта — это серьезно, понимаешь еще на поверхности. Сначала проходим инструктаж по безопасности и учимся обращаться с самоспасателем — дыхательным аппаратом с кислородной маской, внешне похожим на термос. Его обязательно берут с собой шахтеры, спускающиеся в забой. В случае ЧП самоспасатель позволит дышать под землей в течение часа — за это время можно из любого уголка шахты выбраться на поверхность.

Затем проходим медосмотр — тоже обязательная процедура перед спуском. Медики проверяют давление и тестируют на алкоголь, спрашивают, не страдаешь ли клаустрофобией (иначе под землей делать нечего). Если все в порядке, выписывают квиток — без него не выдадут оборудование: самоспасатель и шахтерский фонарь.

Облачиться в шахтерскую спецодежду для неподготовленного человека тоже целая эпопея. Поверх нижнего белья (штаны и фуфайка), надеваем робы и брюки, затем утепленную куртку и подшлемник. Завершают «наряд» каска, рукавицы, защитные очки и сапоги (больше всего возились с портянками — сразу стало ясно, кто служил, а кто нет).

Наконец, в так называемой «аккумуляторной» получаем самоспасатель и шахтерский фонарь. (Кстати, перед этим нас снова заставляют дуть в алкотестер. С алкоголем на СУБРе борются нещадно — попался, считай, уволен). Интересная деталь — фонари оснащены специальными датчиками, которые позволяют диспетчеру шахты отслеживать нахождение работника под землей. Шахты СУБРа первыми в России внедрили у себя эту технологию.

Дождь под землей

На автобусе нас доставляют до места спуска в шахту — наконец-то начинается самое интересное. Нам предстоит спуститься на уровень около тысячи метров под землей — именно с этой глубины сейчас начинается добыча бокситовой руды. Поскольку выработки под землей расположены под углом, добираться до нужного горизонта приходится довольно долго — не менее 40 минут. Причем различными видами транспорта. Сначала едем вниз по рельсам в тесной громыхающей вагонетке, затем пересаживаемся в такие же тесные вагончики маленького поезда и едем уже по горизонтальной выработке.

Если есть проблемы с давлением или страдаешь клаустрофобией — в шахте делать нечего.

Наконец, добираемся до площадки, откуда дальше вниз ведет монокресельная канатная дорога. Это был, пожалуй, самый интересный этап нашего путешествия к "центру земли". Запрыгнуть и удержаться на маленьком деревянном сидении потребовало определенной ловкости, зато ощущения от спуска остались непередаваемые. Наиболее эмоциональные коллеги говорили, что чувствовали себя героями компьютерного шутера, спускающимися в подземные чертоги, где из тьмы на них выпрыгнут «чужие» и «хищники».

На деле «подземелье» оказалось куда более приветливым, хотя и без сюрпризов не обошлось. Представьте себе: спуститься по узким тоннелям на километр под землю и обнаружить там огромные машины — самосвалы, погрузчики, анкероустановочные машины, самоходные буровые установки! Вот уж действительно город под землей. Как рассказал нам наш провожатый, начальник производственно-технического отдела СУБРа Владимир Сауков, в общей сложности в шахтах СУБРа задействовано порядка 60 единиц различной самоходной техники, а повышение механизации труда является одним из приоритетов предприятия. Так, за последние годы на СУБРе значительно увеличился парк современных специализированных машин и оборудования таких производителей, как Sandvik, Boomer, DUX.

Ежегодно около десяти шахтеров, работающих в забое, не проходят медкомиссию и отстраняются от шахтных работ по состоянию здоровья. Хотя есть уникумы, проработавшие в забое по 25-30 лет.

— Применение техники позволяет значительно ускорить процесс подготовки горных выработок. К примеру, здесь мы видим анкероустановщик, погрузочно-доставочную машину и буровую установку. Благодаря им, мы можем одновременно работать в нескольких забоях. Пока в одном анкероустановщик укрепляет выработку от расслоения и разрушения, во втором буровая установка осуществляет проходку, а в третьем погрузчик производит уборку породы, — пояснил Сауков.

Впрочем, и без ручного труда в шахтах пока не обойтись. В одном из забоев мы увидели тот самый настоящий шахтерский труд — как с помощью ручных перфораторов бурятся так называемые шпуры — отверстия, в которые потом закладывается взрывчатка для дальнейшей проходки.

Что еще удивило в шахте — очень большая влажность. В некоторых местах с потолка буквально шел дождь. Как нам пояснили, месторождение Североуральска чрезвычайно обводнено. Из-за этого все реки и ручьи в окрестности забраны в бетонные берега — общей протяженностью 73 км. Тем не менее, в шахты все равно проникает много влаги — насосные станции СУБРа ежесуточно перекачивают из-под земли 380 тыс. кубометров воды. Для понимания — это на 10 тыс. кубов больше, чем потребляет в сутки Пермь с миллионным населением.

Зато в бокситовых шахтах можно спокойно курить — в отличие от угольных выработок, здесь не бывает скопления метана или выброса угольной пыли.

На горизонте 1040 метров

Наше путешествие под землей завершается на горизонте 1040 метров. Владимир Сауков обращает внимание на то, что отметка «1040» — это глубина относительно уровня моря, а фактически мы находимся на 200 метров ниже под землей — на глубине более 1200 метров. Здесь мы наблюдаем, как отгружается добытая в шахте руда и порода: поезд перевозит и устанавливает груженые вагонетки в специальный механизм — «опрокид». В нем вагонетки переворачиваются, ссыпая груз на транспортную ленту. — По ленте порода или руда поступает в скип — подъемную саморазгружающуюся клеть. В скипе груз поднимается по стволу шахты на поверхность. Далее, если это пустая порода, ее самосвалами вывозят в отвал, а если руда — то ее транспортируют на склад, — рассказал Сауков.

На потолке видна анкерно-полимерная крепь: металлические стержни (анкеры) с помощью специального полимерного состава закрепляют в заранее пробуренных скважинах (шпурах). Для дополнительного усиления применяют обапол — деревянный брусок. Такая конструкция предохраняет своды выработки от разрушения.

Здесь же, на горизонте 1040 метров садимся в клеть и поднимаемся в машинное отделение копра — надземного шахтного сооружения, в котором располагаются подъемные механизмы и машины. Высота копра «Черемуховской-Глубокой» превышает 90 метров, это самый высокий на сегодня копер на СУБРе. Плюс к тому, в нем расположены сразу три подъемные машины — одна для пустой породы, вторая — для руды и третья — для транспортировки людей. Наш провожатый отмечает, что в этом смысле копер уникален — до сих пор в России на шахтных копрах ставили не более двух подъемных механизмов.

— Сейчас у нас работают две подъемные машины, третья уже заказана, в скором времени будет доставлена и смонтирована. Здесь же вы можете видеть силовую машину, которая приводит в действие подъемный механизм. Проще говоря, это огромный электродвигатель — диаметром 5 метров и мощностью 5 мегаватт, — отметил Владимир Сауков.

Помимо грандиозности сооружения, у нас была возможность оценить и чудесный вид, открывающийся с высоты копра, а именно— отроги знаменитого Уральского хребта во всей их мощи.

Перспектива стабильности на 30-35 лет

Как мы уже сказали, «Черемуховская-Глубокая» — первая шахта на Урале, открытая за последние 10 лет. Да и в целом для России это в некотором роде уникальный проект. Глубина шахты — более полутора километров, а диаметр ствола составляет 8 метров, тогда как обычно он не превышает шести. Проще говоря, таких глубоких и широких шахт в России еще не строили.

В строительство и запуск шахты на начало 2015 года «РУСАЛ» инвестировал более 5,8 млрд руб. И это только в первый пусковой комплекс, введенный в строй в этом году. В 2016-17 годах будут поочередно запущены второй и третий комплексы, инвестиции в которые составят еще порядка 1,5 млрд руб. После выхода шахты на полную мощность компания планирует добывать на ней до 1,2 млн т бокситов в год. В то же время общая добыча СУБРа составит 3 млн т бокситов.

Управляющий директор СУБРа Виктор Неустроев отметил, что запуск новой шахты — это перспектива стабильной работы предприятия как минимум на 30-35 лет, и это очень важно для Североуральска — по сути, моногорода, где шахты СУБРа — основной работодатель для населения.

За смену шахтеры порой пешком проходят по горным выработкам 5-10 км. Видимо, поэтому толстяков среди забойщиков и проходчиков мы не заметили.

— В недрах нашего месторождения содержится на данный момент еще около 400 миллионов тонн бокситов. То есть работы у нас непочатый край. При этом в нынешнем году у нас закрывается старейшая шахта «Красная Шапочка», еще через год-два исчерпает ресурсы «Черемуховская». Поэтому, для дальнейшей разработки месторождения было необходимо построить новую шахту, и «Черемуховская-Глубокая» — это будущее нашего предприятия. Если бы не строительство этой шахты, в январе 2016 года нам пришлось бы сократить коллектив «Красной Шапочки», а через пару лет и коллектив «Черемуховской». В общей сложности это более 1200 человек. Теперь же мы обеспечим их работой на новой шахте. Это важно для нашего города, где, кроме СУБРа, работу найти сложно, — рассказал Неустроев.

Для «РУСАЛа» запуск новой шахты и дальнейшая разработка североуральского бокситового месторождения имеет важное производственное значение. В нынешней международной ситуации ориентироваться на поставки сырья из-за рубежа рискованно, а потому необходимо развивать сырьевую базу внутри страны. Одной из таких баз для компании является как раз «Североуральский бокситовый рудник». Сейчас он снабжает сырьем Богословский алюминиевый завод, а также частично Ачинский глиноземный комбинат.

Рекомендуем почитать