>
>
>
В ожидании миллиардной тонны

В ожидании миллиардной тонны

07.10.2015
6

Чтобы своими глазами увидеть, благодаря чему удалось добиться рекордных объемов, в Бородино на минувших выходных приехали участники Международной научно-практической конференции «Открытые горные работы в XXI веке».

Напомним, что профессиональный форум стартовал в Красноярске 1 октября. Его организаторами выступили АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), Научно-исследовательский институт открытых горных работ (НИИОГР) и Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук (ИПКОН РАН). В конференции приняли участие около 300 специалистов из России, Казахстана, Польши, Германии, Великобритании, США и Японии — руководители и инженеры ведущих добывающих компаний, производители горного оборудования, ученые крупнейших исследовательских институтов в области горного дела, преподаватели профильных вузов.

В программу визита участников конференции в Бородино вошло посещение музея Бородинского разреза, поездка на горные работы, ознакомление с суперсовременным диспетчерским центром, из которого фактически осуществляется управление всеми технологическими процессами, поездка на Бородинский ремонтно-механических завод, который закрывает все потребности разреза в ремонте техники.

История города угольщиков

В музее гости Бородино познакомились с историей города — он был основан в 150 километрах от Красноярска в 1940-е годы как рабочий поселок строителей угольного разреза, и все его дальнейшее развитие связано исключительно с этой отраслью. Примечательна история названия — изначально его носило село, расположенное в двух километрах от угольного месторождения. Оно возникло в начале XIX века на проходившем здесь Московском тракте. В названии была увековечена память российских воинов времен Отечественной войны 1812 года. Затем Бородинским был назван угольный пласт, открытый геологами в том же XIX столетии, а уже по названию угольного пласта получил свое имя и будущий город.

Строительство угольного разреза началось в августе 1945 года — после войны страна остро нуждалась в твердом топливе. Первый ковша угля был добыт только через три года, а промышленная эксплуатация началась в декабре 1949 года.

Изначально мощность разреза составляла всего около миллиона тонн в год, но постоянно росла и сейчас превышает 20 млн тонн в год. За прошедшее время на разрезе было добыто несколько сот тысяч составов угля. Специалисты подсчитали, что если все эти составы соединить вместе, они бы 8,5 раз обогнули экватор. Бородинский разрез — крупнейшее предприятие открытой угледобычи не только в Красноярском крае, но и во всей России.

Материалы по теме
Как это сделано: добыча угля в Красноярском крае
Фотоэкскурсия по крупнейшему в России угольному разрезу

Предприятие поставляет уголь для всех ТЭЦ Красноярска, для ГРЭС-2 и для сотен мелких котельных Красноярского края. Бородинский уголь также востребован в Хабаровском и Алтайском краях, Иркутской и Амурской областях, Республиках Бурятия и Хакасия.

В 2013 году, когда на Бородинском была отгружена 950-миллионная тонна угля, разрезу было присвоено имя выдающегося руководителя, бывшего министра угольной промышленности СССР Михаила Ивановича Щадова.

Экскаваторы-гиганты

Обеспечить столь высокие показатели добычи угольщикам помогает использование уникальной техники. Две самые высокопроизводительные горные машины разреза — это роторные экскаваторы ЭРП-2500. Огромные махины высотой 30 метров способны перерабатывать 2,5 тысячи кубометров горной массы или свыше 3 тысяч тонн угля в час. Чтобы успевать вывозить такой объем топлива, к ЭРП подведены железнодорожные пути. На отгрузку одного вагона у экскаватора уходит всего около трех минут. Добыча угля на разрезе ведется круглый год, в зимнее время объем отгрузки доходит до тысячи вагонов в сутки.

Участники международной научно-практической конференции сразу после визита на разрез отправились в диспетчерский центр, откуда регулируются все технологические процессы. Многие из них на предприятии давно автоматизированы. Через систему оптоволоконной связи диспетчеры в режиме онлайн получают информацию с различных приборов учета и могут, например, координировать потребление электроэнергии на разрезе, чтобы избежать превышения нагрузки в часы контроля максимума. Такая схема координации позволяет обеспечить высокий уровень промышленной безопасности и избежать остановок в работе, а значит сохранить высокие темпы добычи.

Побывали участники конференции и на Бородинском ремонтно-механическом заводе (БРМЗ), сервисном предприятии СУЭК, оказывающем Бородинскому разрезу и другим предприятиям компании услуги по ремонту горнодобывающего и горнотранспортного оборудования. Предприятие в настоящее время имеет практически все виды производства — от литейного цеха до участка лазерной обработки металлов. Специалистам БРМЗ под силу не только изготовить любую деталь отечественного или зарубежного экскаватора, но и проводить регулярный ремонт железнодорожных локомотивов, используемых на угольных разрезах. За время существования завода его работники отремонтировали уже более 500 тепловозов.

После визита на предприятия СУЭК в Бородино многие участники конференции, прибывшие из других регионов, признавались, что всегда мечтали побывать на крупнейшем разрезе страны, а побывав, по достоинству оценили уровень организации труда и управления персоналом, отметили удачные примеры автоматизации производства и использования современных технологий, высокий уровень промышленной и экологической безопасности.

Михаил Севастьянов

Рекомендуем почитать