Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Как преодолеть атомофобию?

Как преодолеть атомофобию?

10.11.2015
1
Первая очередь «сухого» хранилища для отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на территории Железногорского горно-химического комбината (ГХК)
Источник: atomic-energy.ru

Обращение с ядерными радиоактивными отходами — одна из важнейших задач мировой атомной индустрии, от решения которой во многом зависит будущее атомной энергетики. Она осложняется тем, что чисто утилитарные вопросы, касающиеся непосредственно технологий обращения с РАО, тесно переплетены с проблемами идеологического характера — в международном гражданском сообществе сложилось очень неоднозначное, кое-где резко негативное, отношение к атомной индустрии и всему, что с ней связано. Как преодолеть атомофобию? Этот вопрос не менее актуален, чем сама проблема обращения с ядерными радиоактивными отходами. В его обсуждение активно вовлекаются не только отраслевые и научные организации, но также различные гражданские и экологические сообщества.

Страх — от незнания

В разной степени проблема обращения с РАО волнует сейчас все страны, где есть объекты атомной промышленности. Разница в том, что где-то, например, в Финляндии, решением этой проблемы озаботились уже давно и к настоящему моменту добились серьезных успехов, а где-то сейчас делают только первые шаги в этом направлении. В чем действительно равны все государства, имеющие ядерную индустрию, так это в необходимости взаимодействия с населением, информирования граждан о деятельности предприятий атомной индустрии и объектов по захоронению РАО. Только так можно преодолеть предубежденность и страх людей перед атомной отраслью. И это общая для всех проблема — на сегодня нет ни одной страны, где население всецело поддерживало бы развитие атомной энергетики и инфраструктуры. Даже во Франции, где около 70% вырабатываемой энергии приходится на АЭС, и где граждане традиционно лояльно относятся к атомной отрасли, есть немало ее противников. А в тех же Германии и Австрии атомная энергетика вовсе в «изгнании».

В России к атому тоже отношение неоднозначное, несмотря на то, что наша страна одной из первых начала развивать атомную отрасль, а сейчас относится к ведущим мировым ядерным державам.

Оборудование для взятия проб породы на месте возможного будущего строительства подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ) по окончательной изоляции радиоактивных отходов (РАО), 2013 г.
Источник: atomic-energy.ru

— Атомофобия существует во всем мире. Особенно в том, что касается обращения с радиоактивными отходами. В нашей стране боязнь атома вызвана тем, что долгое время эта тема была абсолютно засекречена. Отсутствие информации и знаний — это то, что в итоге и породило атомофобию. Сейчас мы ведем активную работу по ее преодолению. Суть работы — в разъяснении всего, что связано с прошлой и текущей деятельностью предприятий атомной отрасли, в информационной открытости перед экологическими и общественными организациями, — заявил эксперт площадки, руководитель Центра общественных и международных связей ФГУП «НО РАО» Никита Медянцев.

Еще один эксперт, аспирант Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, старший аналитик лаборатории и анализа проблем ядерного нераспространения (LANNP) МИФИ Артем Догов отметил, что информационная работа по преодолению атомофобии — задача сложная и долго решаемая. — В Европе эта работа ведется дольше и активнее, чем у нас, и тем не менее во многих странах по-прежнему очень сильны антиядерные настроения. В Австрии у меня были курьезные ситуации, когда люди, узнав, что я представитель атомного сообщества, отказывались со мной разговаривать, — рассказал Догов.

Керны с гнейсовой горной породой на месте возможного будущего строительства подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ) по окончательной изоляции радиоактивных отходов (РАО), 2013 г.
Источник: atomic-energy.ru

Полная информационная открытость

Для Красноярска проблема атомофобии особо актуальна — в крае работают предприятия, а также реализуется ряд крупнейших проектов атомной отрасли. В их числе — создание завода по замыканию ядерного топливного цикла, а также строительство подземной исследовательской лаборатории по захоронению РАО (ПИЛ). Именно этот проект вызывает особое беспокойство общественности, несмотря на то, что «НО РАО», который его реализует, многократно разъяснял, что причин для беспокойства нет. К слову, железногорцев, на чьей территории планируется построить ПИЛ, удалось в этом убедить: 24 июля в городе прошли уже вторые общественные слушания, на которых вновь было одобрено строительство лаборатории.

— Мы неоднократно говорили, что захоронение РАО — это международная норма, принятая МАГАТЭ. То есть международные эксперты признали это единственным экологически приемлемым способом конечного обращения радиоактивных отходов — есть соответствующая конвенция, которую ратифицировала и Россия. Это тот исходный документ, которому мы обязаны следовать в рамках выполнения международного соглашения, — пояснил Никита Медянцев.

Суть создания лаборатории, по словам Медянцева, как раз и заключается в том, чтобы обезопасить окружающую среду от воздействия накопленных радиоактивных отходов. Сейчас их на территории России — около 508 миллионов кубометров, и хранятся они в так называемых временных хранилищах. Сегодня эти хранилища еще способны обеспечивать безопасность РАО для окружающей среды, но запаса прочности хватит на несколько десятков лет.

— Наша задача — привести в безопасное состояние радиоактивные отходы, как уже существующие, так и те, которые сейчас нарабатываются. Для этого необходимо создать пункты, которые исключили бы попадание РАО в окружающую среду. Один из них планируется построить под Железногорском, — рассказал представитель «НО РАО».

Полная информационная открытость, проведение общественных слушаний в соответствии с законодательством и сотрудничество с экологическими и общественными организациями — благодаря этим действиям «НО РАО» удалось значительно снизать изначальный общественный негатив в отношении лаборатории. Сегодня даже представители экологических организаций — самые непримиримые противники проекта — соглашаются, хоть и с некоторыми оговорками, что лаборатория необходима.

— Я по-прежнему уверен, что атомная энергетика — не самый лучший источник энергии и надеюсь, что когда-нибудь мы придем к экологичным возобновляемым источникам — ветру, солнцу, биотехнологиям. Но пока они не могут стать полноценной заменой той же атомной энергии. Соответственно, нам нужно как-то бороться с последствиями ее использования. Поэтому я считаю, что строительство лаборатории по захоронению РАО — это необходимость. Рад, что государство вплотную подошло к решению этой проблемы, непонятно только почему с таким опозданием — другие ядерные державы начали решать проблему захоронения РАО значительно раньше, — отметил председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Виктор Долженко.

Рекомендуем почитать