>
>
>
Как это по-русски

Как это по-русски

24.05.2016
8
На уроке в школе «Мой русский язык»

Пора учить

Школа «Мой русский язык»
Год запуска проекта: 2011
Количество постоянных сотрудников в штате: 8
Волонтеров в штате: 15
Обучение в школе прошли более 500 детей и взрослых

Школа «Мой русский язык» в Красноярске работает уже около пяти лет — это социальный проект, двери которого открыты любому, для кого русский язык не является родным.

Создатель школы Татьяна Черкашина — по образованию филолог, преподаватель русского языка и литературы. Окончив вуз, она выучилась на преподавателя иностранного языка и открыла собственную частную школу языков — иностранных. Изучение и преподавание иностранных языков оказалось делом интересным и захватывающим. Но вскоре Татьяна поняла, что русский язык как иностранный у нас городе никто толком не преподает.

«Это огромное, интересное поле для деятельности! Ведь вокруг нас живет масса людей, не говорящих по-русски, а вот задайся они целью изучить его — и им предложат устаревшие методы, пригодные лишь для носителей языка. Старые или новые, но рассчитанные лишь на филологов учебники и книжки, а между тем для приезжей из стран ближнего зарубежья молодежи и детей русский язык полностью чужд».

Русский язык учить непросто, но интересно

«Даже сейчас, когда введена система обязательного тестирования по русскому языку, имея большое желание и деньги очень трудно найти курсы, где иностранец мог бы поучить русский язык — не для профессии, а для себя, для общения».

Так у Татьяны появилась идея открыть свою школу, в которой интересно и просто объясняли бы русский язык иностранцам. Первое время на обучение приходили выходцы не из ожидаемых стран бывшего Советского союза, а «дальние иностранцы». Но со временем ситуация начала меняться: курсы начали советовать друзьям и вновь прибывающим родственникам, и постепенно количество классов стало расти.

Взрослые и дети

В другой город иностранцы часто переезжают семьями, и с детьми на новом месте никто не занимается — русский язык для них так и остается чужим, а родители не всегда готовы приложить усилия для успешной адаптации ребенка.

«Можно много рассуждать о том, должны ли мы обучать таких детей, но в большинстве случаев проблема решается очень просто, — рассказывает Татьяна Черкашина. — Когда педагог видит в ученике не приезжего чужака, а такого же ребенка, как и все остальные, начинает выслушивать его, поддерживать в его первых успехах, то уже после нескольких занятий стресс и напряжение уходят, и со временем ребенок вливается в новую жизнь».

Учим русский вместе!

Со взрослыми в школе русского языка работают точно так же — с вниманием, заботой и уважением. Вопрос «учить или не учить» здесь не стоит.

«Другого пути нет — примерно половина наших подопечных приходят к нам с российскими паспортами, а значит, точка возврата уже позади; люди имеют такие же права, как и мы с вами. Поможем им сейчас чуть-чуть, себе в удовольствие, рассказывая о родной стране и языке, и потом получим таких же россиян, как и мы, только другой национальности».

Помощь рядом

Обучение в школе ведут волонтеры — добровольцы, готовые помогать безвозмездно. В Красноярске это направление только развивается, но в Санкт-Петербурге, например, подобный проект существует уже много лет.

У нас в городе профессия «преподаватель русского языка как иностранного», экскурсовод становится всё более модной, особенно в преддверии Универсиады. «Корочки» преподавателя можно получить и в вузе, но далеко с ними не уйдёшь — нужна практика. За пять лет существования проекта было несколько примеров, когда молодые педагоги, практиковавшиеся на площадках школы, впоследствии становились профессионалами.

«Я сама уже около двух лет работаю волонтером в детской библиотеке им. Л. Кассиля на ул. Калинина, со временем в процесс втянулась и моя дочь-старшеклассница с подружками. Им интересно попробовать себя в роли педагога, а их маленькие ученики несказанно рады общению с молодежью», — говорит Татьяна.

Волонтеры и ученики

Любопытно, что сами волонтеры в процессе преподавания узнают немало нового и о своем родном языке, так что обучение идет на пользу не только ученикам.

«Преподавание русского языка инофонам (носителям иностранного языка — прим. ред.) — это колоссальный опыт, который помогает мне лучше понимать других людей, не таких, как я, и ежедневно находить индивидуальный подход к новым людям, — рассказывает Михаил Баронин, волонтер-преподаватель класса в библиотеке им. С. Михалкова. — Ну и, конечно, благодаря такой работе я сам изучаю „великий и могучий“, ведь нет предела совершенству».

Михаил Баронин с учениками

Классная работа

Когда в школу приходят новые волонтеры и ученики, руководство школы обращается за помощью в библиотеки или молодежные центры, те, как правило, идут навстречу, предоставляя помещения для обучения. Так появились классы в детских и некоторых взрослых библиотеках города и края. Часто с учениками проводят и открытые уроки, просто гуляя по улице, посещая музеи, выставки и культурные мероприятия.

Волонтеры и ученики на экскурсии. Смотровая площадка с «Царь-рыбой» возле поселка Слизнево

Несмотря на то, что школа является официальной образовательной организацией, имеет бессрочную образовательную лицензию и квалифицированных преподавателей в штате, в работе классов прежде всего исходят из потребностей ученика.

«Недавно у нас появилась первоклассница, почти год отучившаяся в узбекской школе, только-только освоившая их алфавит, основанный на латинице, а тут — кириллица, — вспоминает Татьяна Черкашина. — Что делать в такой ситуации, непонятно: предлагать ребенку пройти заново курс первого класса? Но ведь многие буквы латиницы похожи на русские. Поэтому просто написали табличку с соответствием латинских и русских букв, благодаря чему у ребенка в голове всё встало на свои места. И таких примеров сотни. Поэтому на наших уроках мы используем и самые последние разработки московских и питерских методистов, и книжки библиотечного фонда, и окружающий мир, и собственные находки».

Межнациональные уроки русского языка

Приходи и делай

На сегодняшний день в школе более 15 кураторов, и, соответственно, столько же классов. Помимо Красноярска, классы есть в Емельяново, Дивногорске, Енисейске, и этот список продолжает расти.

Этим летом волонтеров и учеников ждет новая учебная программа. Часть ее будет проводиться в городе, часть — на выездных мероприятиях. Лучших волонтеров ждет поездка в Ергаки в межнациональный молодёжный лагерь.

Для того, чтобы попасть на занятия, достаточно позвонить по телефону школы (391) 259-11-55 или написать лично Татьяне Черкашиной в сети Вконтакте.

После этого, в зависимости от места проживания , возраста и уровня вам подберут соответствующую группу. Также будущие ученики могут записаться онлайн. Волонтерам нужно заполнить заявку по этой ссылке.

Фото: vk.com/myrussian

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Рекомендуем почитать