Более 20 лет Александр Гельманов возглавляет группу компаний «Синтез Н», одного из лидеров в области построения инженерных решений в Красноярском крае. Параллельно с бизнесом ведёт активную общественную деятельность, развивает высокие технологии, образование и туризм. Являясь членом правления Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, Александр Гельманов выступает за интенсивное развитие региона через локализацию крупных подрядов на его территории.
Оставлять деньги на территории
Споры о том, нужна ли Универсиада Красноярску, не редкость. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
Я бы ставил вопрос шире. Универсиада, конечно, нужна. Наш город выиграл право её принимать, и для города это шанс. Шанс улучшить инфраструктуру, экологию, дать экономике импульс развития. Но принципиально то, как она пройдет: как будет организована подготовка, проведение, и что останется после.
На каждом из этих этапов нужно извлекать максимальную пользу для территории, для людей и бизнесов, которые здесь работают. Однако всё может быть и с точностью до наоборот — кто-то получит свои выгоды, но это будут не жители края. Думаю, многие красноярцы рассчитывали увидеть эту пользу еще на этапе подготовки.
Именно так было в Казани — стопроцентный результат: средства для проведения мероприятия привлечены с выгодой для самого региона. А как иначе? Уверен, реализацию большинства подрядных работ нужно оставлять красноярским компаниям. И делать это любой ценой. Тогда местные проектировщики, производители, поставщики получат заказы, а это рабочие места, заработные платы, налоговые отчисления в бюджет края.
А что мы имеем по факту?
По факту почти всё проектирование выполнено не красноярскими структурами. В итоге в подавляющее число проектов решения местных производителей не попали. Соответственно, востребованы эти решения не будут и на последующих этапах — строительства и монтажа.
Не нужно далеко ходить за примером. Есть красноярская компания — производитель батарей. По качеству их продукция ничем не уступает китайским и итальянским аналогам, однако в проекте заложены именно импортные батареи. Товар, вероятнее всего, повезут в Красноярск из Италии, что будет точно дороже. Наш местный производитель останется без заказа, а регион — без рабочих мест и отчислений в бюджет.
Почему так происходит? В той же Казани сработал другой сценарий.
Не хочу никого обидеть, но ответ будет таким: не сильные мы. Говоря «мы» я имею в виду красноярцев. У нас нет традиций отстаивать интересы своего региона. Краевым чиновникам стоит плотнее работать с федерацией в этом направлении, как это делается в ряде других субъектов федерации. Если кто-то скажет, что Татарстан — это некая национальная автономия, то приведу другой пример — Кемеровскую область, там точно так же интересы местного производителя в приоритете. Отдавая работы на сторону, территория теряет рабочие места, налоги и, что не менее важно, мозги.
Сегодня наша компания уже не может найти внутри региона достаточное количество людей для выполнения ряда работ: проектные институты на грани вымирания, они уже не обладают необходимым уровнем экспертизы и компетенций. Но когда мы обращаемся к проектным институтам Кузбасса или Новосибирской области, они перегружены работой.
Мне кажется, задача власти — любой ценой оставлять заказы на месте. Тогда не нужно никаких инкубаторов, льгот, надо просто дать людям работу. У тебя есть огород, а на нем кто-то другой сажает картошку. Странно, это же твой огород!
Почему же интересы местных производителей и городского сообщества никак не учтены?
Стоит ли этому удивляться, когда довольно много решений за нас принимается в Москве. Эта неудобная тема часто замалчивается, но факты говорят за себя. Учитывает ли Москва интересы края? Мы здесь живем, здесь живут наши дети и будут жить внуки. Следовательно, ответственны за эту территорию тоже мы. Надо дать на места свободу выбора и возможность принимать решения.
Если главной стратегией сейчас стали финансы или чьи-то личные интересы, то это бесперспективный путь. «Приземлите» эти деньги, договоритесь с теми, кто планирует здесь жить. Мы поучаствуем сначала в постройке, а потом и в сохранении того, что было возведено. В той же Универсиаде открытым остается вопрос, как в последующем будут использоваться новые объекты.
Почему это может стать проблемой?
Потому, что проектировщики не озадачены вопросом повторного использования инфраструктурных объектов. Поясню на примере айтишной инфраструктуры. В том виде, как она запроектирована сейчас, это сильно перезатраченные деньги и очень сложное повторное применение.
В каждом из спортобъектов планируется размещать стационарные центры обработки данных (ЦОД). Затраты на них весьма высоки, все устройства будут привязаны к конкретным объектам. После Универсиады обслуживание этой инфраструктуры повиснет на бюджете. Если созданные мощности не будут востребованы, то всё это начнет приходить в негодность. А можно строить мобильные ЦОДы и после Универсиады использовать их для повышения вычислительных мощностей во многих сферах — от сельского хозяйства до образования.
Сэкономить бюджетные миллиарды
Можно ли как-то изменить ситуацию с участием красноярского бизнеса в проекте Универсиады?
Да, еще не поздно принять ряд смелых решений. Договориться с теми, кто разрабатывает рабочую документацию, и уже на этой стадии включить во все проекты продукцию местных производителей. Конечно, к этой задаче должна активно подключиться исполнительная власть.
По нашим подсчетам, я готов за эти цифры ответить, экономия на тех же самых решениях, с тем же самым функционалом, и, что важно, не в ущерб качеству, составит порядка 5 млрд рублей. Говорю это как проектировщик, который участвует в трех проектах Универсиады: вижу, где можно сэкономить, поменяв дорогих производителей на умеренных по цене.
Качество не пострадает, но деньги мы сбережем. В краевом союзе промышленников и предпринимателей мы подготовили предложение по оптимизации расходов на Универсиаду и представили его первым лицам края. Работа в этом направлении ведется. В наших силах успеть изменить ситуацию, стоит только захотеть.
Разве это не идет вразрез с федеральными законами и конкурсными процедурами?
Да, по закону проектировщики не обязаны выслушивать чьи-то подсказки и мнения. Но что плохого в практике поддержки местного производителя? Она работает и доказывает свою эффективность в той же Казани и даже на федеральном уровне. Вспомните недавние инициативы по импортозамещению в ИТ-сфере: российским разработчикам ПО при госзакупках предоставляются преференции, иностранные продукты приобретаются, только если в России нет аналогов.
Что такое поддержка местного производителя? В первую очередь — реальные рабочие места. Дадим рабочему возможность выточить деталь на станке — деньги придут в экономику: будут зарплаты, пенсии, новые детсады и поликлиники. В Татарстане этот эксперимент уже завершен на отлично, и они заняты захватом российского рынка, а потом отправятся на рынки внешние. Что мешает нам повторить этот успех?
Универсиада — это временная тема на ближайшие 2-3 года, но на ней эту технологию можно обкатать. Набраться решимости, сил и сделать так, чтобы деньги остались в крае.
То есть вы предлагаете тиражировать этот подход и на другие проекты?
Конечно! Возьмем строящийся аэропорт, где могут и должны использоваться решения красноярских компаний. Это не трудно — «на берегу» подписать с любым заходящим на территорию края инвестором соглашение о том, что батареи, лифты, электротехническое оборудование он будет закупать у местных производителей. Потому что это дешево, качественно и значительно снизит расходы на транспортировку. Тогда у людей, живущих в крае, будет работа, будут идти налоги, строиться садики.
Дефицит бюджета возникает не потому, что кто-то плохо управляет, а потому, что плательщиков налогов должно быть больше. Налоги — это предприниматели, но чтобы их было не десять, а тысяча, им нужно дать работу.
Предприниматели как двигатель экономики
Как этот подход может быть реализован структурно?
Уже сейчас мы работаем над созданием Центра локализации и импортозамещения. Идея проста: разбиваем на категории товары и услуги, которые уже есть в крае и те, что востребованы предприятиями региона. Для местных уже существующих компаний это возможность увеличить объемы производства, но не только. Локализация позволит создать на территории края новые бизнесы на миллиарды рублей. Нашим атомщикам или энергетикам не принципиально, где собрана та или иная деталь. Им важно надлежащее качество, соблюдение сроков исполнения и соответствие требованиям.
Сейчас из сотен миллиардов рублей, которые приходят на территорию края в виде инвестиций, 9/10 уходят за его пределы. Нужно изменить эту ситуацию: локализовать на территории множество производств. По моим грубым оценкам, это десятки миллиардов рублей. Звучит смело, но пришло время смелых решений.
Тот же Зеленогорск, где 10 тыс. безработных и огромное количество пустующих производственных площадей, может стать одной из территорий локализации. Это реализуемая задача, для которой нужны воля и желание. Тогда чиновники будут отчитываться не за 2% роста производства «Ванкорнефти», к которому они никакого отношения не имеют, а будут говорить про то, как была создана возможность для выпуска промышленной продукции в крае на столько-то миллиардов рублей. Такой должна быть промышленная политика в регионе: создавать производства и после экспортировать технологии. Как еще развивать промышленность? В крае огромный рынок сбыта, и нужно это использовать.
На каком этапе работа по созданию Центра локализации и импортозамещения?
Губернатор уже дал поручение председателю правительства, и до 15 сентября центр должен быть создан. При Союзе промышленников и предпринимателей сформирован профильный комитет. К этому процессу должно быть подключено какое-то из министерств — промышленности или экономического развития. Такой центр нашим промышленникам нужен как воздух, нужен рычаг. Поодиночке менять стратегический курс экономической политики региона очень сложно.
По этой причине вы приняли решение идти в депутаты?
Да, это главная причина, почему я, предприниматель, иду в политику. В этом году я баллотируюсь в Заксобрание от «Партии Роста». Чтобы создавать инфраструктурные решения в масштабах региона и активнее работать с федеральными министерствами в интересах Красноярского края, нужен другой статус. Просто в статусе «генеральный директор ООО», можно сказать, я достиг потолка своих возможностей.
Сейчас еще и ситуация назрела: в стране уже который год кризис или, как это принято называть, новая экономическая реальность. И она задает новые правила, где роль предпринимателей, промышленников должна стать главной. Это именно тот локомотив, который будет и налоги платить, и создавать инновации — то, за чем будущее.
Развитие начинается именно в этой среде, а не в консервативной среде чиновников. Вот почему важно, чтобы предпринимательское сообщество было в тесном контакте с властью. Чтобы кто-то мог разговаривать на этом уровне и доносить позицию бизнеса — той его части, которая заинтересована в качественном развитии территории.
Наталья Мороз
Справка Newslab.ru
Александр Гельманов
- Предприниматель, общественный деятель, лидер избирательного списка «Партии Роста» по Красноярскому краю на выборах в Государственную Думу и Законодательное Собрание.
- Основатель и генеральный директор группы компаний «Синтез Н».
- В 2013 г. создал уникальный проект по развитию въездного туризма «Хорба Хантинг» (спортивная рыбалка и трофейная охота на севере Красноярского края).
- В настоящее время генеральный директор ООО «Региональный инновационный центр». В 2015 г. на его базе открыл собственное производство электротехнического оборудования под брендом FARADA.
- Член правления Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края.
- Член совета директоров АО Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект».
- Член совета директоров АО «Красноярский ПромстройНИИпроект».
- Член экспертного совета КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».
- Член Совета по улучшению инвестиционного климата при губернаторе Красноярского края.