О том, чему здесь могут научиться юные мастера, рассказала завотделом технического творчества Дворца Татьяна Пшеницына.
Как появилась идея организовать лабораторию для ребят, увлекающихся техникой, и сколько пришлось потратить на ее реализацию?
Лаборатория прототипирования задумывалась для поддержки технического творчества в Красноярском крае, помощи школьникам в реализации своих идей и, конечно, повышения интереса к инженерным специальностям в регионе.
Сотрудников в штате: 4
Основные направления деятельности: разработка и реализация технических проектов школьников, посещающих занятия во Дворце пионеров, а также учащихся краевых учреждений дополнительного образования.
В 2012 году мы выиграли грант «Территория РУСАЛа» в размере 5 млн рублей и эти средства пошли на приобретение оборудования для лаборатории: 3D принтеры, лазерная система для резки и гравировки, планшетный режущий плоттер, сверлильно-фрезерная станина, токарный станок, циркулярная пила, электролобзик, паяльники, электродрель, дробилка, разные диски, ленты, пилы и многое другое. Для моделирования на компьютере было установлено современное программное обеспечение.
Кто приходит к вам на занятия?
В течение года к нам ходят около 120 парней из Дворца пионеров, а также 300 ребят из других учреждений дополнительного образования города и края. Все они мечтают о том, чтобы их идеи получили реальное воплощение. Это мальчики в возрасте от 12 до 18 лет, девочек практически не бывает.
Чему можно научиться в лаборатории?
У нас есть несколько бесплатных направлений: курс «От чертежа до модели», авиамоделирование, судомоделирование, автомоделирование, радиоэлектроника, технический клуб «Конструкторское бюро», проходит серия мастер-классов для школьников и педагогов об особенностях работы с новым оборудованием. В этом году появилась новая программа по созданию квадрокоптеров.
В лаборатории есть большой кабинет и две мастерские, в которых ребята учатся моделировать в 3D-программах, изучают свойства металлов, осваивают различные станки и пробуют выполнить на них детали для своего проекта. Это очень хорошо развивает инженерное мышление, помогает определиться с профессией.
Мы работаем не только с мальчишками из Красноярска, но и Канска, Ачинска, Зеленогорска, Емельяновского, Шарыповского, Нижнеингашского районов. Многие из наших ребят успешно участвуют в федеральном «ШУСТРИКе» и красноярском конкурсе технических идей и разработок «Сибирский техносалон».
Какие есть интересные идеи и разработки?
Мальчик из Назаровского района придумал незамерзающую зимой водяную колонку. Разработал схему, как вода будет уходить из колонки, после того как ей попользовались, и сделал чертеж от руки. Вместе с педагогом он на 3D-принтере, лазерном и фрезерном станках изготовил детали и собрал готовую колонку.
Другой мальчик — из Железногорска — разработал аэросани с кабиной на базе кузова автомобиля «Победа». Условно говоря, это автомобиль, у которого вместо колес лыжи, а сзади приделан большой вентилятор. Поскольку с поиском настоящей «Победы» возникли трудности, он на фрезерном станке сделал матрицу и собрал кабину нужно формы.
Отмечу, у нас нет задачи, чтобы ребята обязательно стали профессионалами, мы хотим, чтобы они познакомились с технологиями, оборудованием и узнали, как добиться результата.
Кто работает с подростками?
Занятия ведут четверо педагогов, которые вдохновляют ребят разного возраста на то, чтобы они не просто реализовывали свои идеи, а общались друг с другом, обменивались опытом, поддерживали советами.
Также у нас есть приглашенные преподаватели — в основном, настоящие мужчины, образцы поведения и умения. Поскольку многие дети, посещающие лабораторию прототипирования — из неполных семей, воспитываются без отца, они здесь получают ценный опыт общения.
Например, судомоделирование ведет бывший прокурор Кодинска — строгий, серьезный, дисциплинированный. Авиамоделирование преподает бывший военный летчик, служивший в Афганистане. И ребята к ним по-человечески очень тянутся.
Требует ли клуб дополнительных инвестиций?
Для того, чтобы идти в ногу с прогрессом, нам периодически необходимо новое оборудование. Министерство образования края ежегодно выделяет лаборатории порядка 160 тыс. рублей.