Коммунисты вышли...
Интерес к северному форпосту Красноярского края в этом году проявили многие политические силы. О своем намерении войти в новый городской парламент заявили сразу шесть партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Зеленые» и «Партия Великое Отечество». Только по партийным спискам этих партий на первом этапе было заявлено 109 человек. Плюс 43 кандидата по четырем трехмандатным округам, из которых 6 самовыдвиженцев. Среди этих 152 кандидатов и должны были распределиться 35 депутатских мандатов: 23 — по спискам и 12 — по округам.
Первый звонок о том, что норильская предвыборная кампания будет интересной прозвучал практически сразу после ее начала. Двух кандидатов от КПРФ уличили в сокрытии судимости по уголовным статьям, и через суд отозвали регистрацию. В частности, речь идет о Николае Осине и Владимире Хафизове, которые в свое время находились под следствием (и даже отбывали наказание) за кражи, сбыт наркотиков и «заражение венерическими заболеваниями». Инициатором этого иска выступила «Справедливая Россия».
Но на этом дело не закончилось. Норильский городской суд выяснил, что весь избирательный список КПРФ был выдвинут местным отделением партии с нарушением законов «О политических партиях» и «О гарантиях избирательных прав». К тому же норильский избирком зарегистрировал кандидатов-коммунистов, не дожидаясь проверки их анкетных данных, что также является нарушением. Итог: все баллотировавшиеся от КПРФ лишились регистрации и покинули предвыборную гонку.
«То, что КПРФ сошла с дистанции, повышает шансы ЛДПР и „Справедливой России“ забрать себе оставшийся от коммунистов протестный электорат, — говорит политолог Александр Чернявский, — однако многое будет зависеть от личностей, с которыми будут ассоциироваться партии».
Ставка на бюджет
Значимость личностного фактора действующим политическим объединениям доказывать не нужно. К примеру, в «Единой России» так и поступили — начали двигать в депутаты людей, которые уже сегодня занимают большие должности в муниципальных предприятиях и давно знакомы норильчанам. Правда, не всегда с хорошей стороны. К примеру, директор бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Норильск» Владимир Бондарь, который идет по округу Талнаха. Все бы ничего, но на возглавляемое им учреждение постоянно жалуются его подопечные — то еды им не докладывают, то выгоняют раньше срока, то принимают на ужасных условиях. И это — далеко не единственный пример.
Видимо, понимая всю сложность такого пути, в «Единой России» припасли еще один козырь — проекты, реализованные в городе за время работы... нынешнего горсовета.
«Мы идем на выборы как партия дел, —говорит секретарь норильского отделения партии Александр Пестряков, — мы предлагаем людям взглянуть на то, что сделано и голосовать за нас, если все устраивает».
При этом немалая часть того, что «сделано» партией власти и поднимается на флаг, реализовано за счет бюджетных денег. К примеру, освещение дороги до Талнаха, на которое потратили 300 млн рублей. Бюджетных. Да и полезная инициатива изначально исходила не от «ЕР», а от самих жителей. К тому же, единороссы почему-то молчат о том, что дорога эта полностью так и не отремонтирована. Как и дороги во дворах Норильска. И это при том, что за последние годы дорожный фонд города увеличился с 20 млн до 1,2 млрд рублей, а одна из партийных программ, реализуемых в Норильске — «Городская среда».
«У нас сегодня 27 мандатов в горсовете, — подчеркивает Пестряков, — и все решения, которые принимаются на этом уровне и касаются бюджета, принимаются «Единой Россией».
Возвращение в клетку
В отличие от единороссов, сделавших ставку на «достижения», финансируемые бюджетом, «Справедливая Россия», по всей видимости, решила апеллировать к давнему прошлому, к тем временам, когда Норильск был закрытым городом. Именно на возвращении этого статуса они и строят свою предвыборную платформу.
«Мы провели большое исследование и выяснили, что именно с этим статусом большинство жителей города ассоциируют свое благополучие и высокие социальные гарантии, — утверждает председатель местного отделения „Справедливой России“ Дмитрий Дубров, — и именно возвращение статуса закрытости позволит норильчанам получить все это снова».
По мнению Дуброва, только закрытость Норильска позволит справиться с высокой преступностью и наркоманией.
«В город смогут приезжать только те, кто нужен ему, — говорит лидер норильских справедливороссов, — это сократит наркотрафик и количество преступников в нем. Плюс снизится безработица и повысится уровень жизни».
Правда, непонятно, как в эту схему впишется «Норильский никель» — основной работодатель и налогоплательщик.
«Ничего страшного, — уверен Дубров, — да, Норникель — транснациональная корпорация. Но иностранцы, как приезжали на комбинат, так и смогут это делать дальше».
Вот только большинство (если не все) социальные блага норильчан в период закрытости города оплачивал именно «Норильский никель», будучи предприятием государственным. И в сегодняшнем своем состоянии частного предприятия, задачей которого является, в первую очередь, получение прибыли и наращивание капитализации, он вряд ли снова возьмет на себя эти обязательства.
«Идея возвращения статуса закрытого города действительно существует в головах некоторых северян, — говорит Александр Чернявский, — и „Справедливая Россия“, находясь сейчас в нисходящем политическом тренде, поймала это поветрие и пытается на нем заработать очки».
Точное приземление
Иным путем решили пойти норильские либерал-демократы. Они сделали ставку на решение острых проблем, о которых их политические оппоненты почему-то предпочитают молчать.
«Мы не фокусируемся на одной теме, — говорит депутат Законодательного Собрания края от ЛДПР Павел Семизоров, руководящий норильским отделением партии, — сегодня жизнь северян связана с массой проблем, которые нужно решать, и решать незамедлительно».
К примеру, неукротимый рост цен на перевозку товаров и грузов, который сказывается на всем — от стоимости продуктов питания, товаров первой необходимости, до цен на топливо.
«Что касается последнего, то в крае есть государственное предприятие „Красноярскнефтепродукт“, которое позиционирует себя как социально направленное, — продолжает Семизоров, — так почему бы ему не открыть свои автозаправки в Норильске и не поставлять сюда топливо по льготной цене?»
Это касается и цен на продукты питания, механизм регулирования которых есть в крае, и тарифов ЖКХ, которые растут опережающими темпами, не считаясь с распоряжениями правительства, и ремонта дорог и многого другого.
«Решить все эти вопросы необходимо, как можно быстрее, — уверен Семизоров,— но для этого нужна политическая воля и готовность работать для жителей города».
Александр Чернявский уверен, что подобный подход может сильно помочь ЛДПР в борьбе за места в Норильском горсовете:
«Партия сейчас находится на подъеме, благодаря тому, что уже довольно давно успешно „приземляет“ свою программу, обращая первоочередное внимание на актуальные в текущем моменте проблемы территорий».
В целом, по мнению политолога, именно эти три политические силы — «ЕР», ЛДПР и «Справедливая Россия» будут формировать основную повестку на выборах в горсовет Норильска.
«Кампания этого года оказалась, пожалуй, самой насыщенной за последние 10-12 лет, — говорит Чернявский,— тем интереснее будет увидеть, кому отдадут свои голоса жители города».