Но выяснилось, что новость высосана из пальца. На самом деле оказалось, что никаких проблем нет, проездами можно пользоваться в соответствии с установленными правилами. Это подтвердили сами жители Байкита — поселка, который, якобы, пострадал больше всего от бесчинства нефтепроводчиков. Нужно только подготовить заявление, отправить его на адрес организации, эксплуатирующей нефтепровод — и проезжай смело. Справедливости ради, в ряде случаев были задержки на постах нефтедобывающих компаний, но по Транснефти вопросов не возникало.
В самой нефтетранспортной компании Транснефть-Восток рассказали, что проезду транспорта никто не препятствует, только в прошлом году было согласовано более 250 заявок на проезд. Жители Байкита обращались на предприятие по разным причинам: проезд на лечение, на учебу, в отпуск, за продуктами питания, товарами первой необходимости. Ни одна заявка не осталась без внимания, как следствие — местные жители ни одной претензии по задержке на вдольтрассовых проездах не высказали.
Получается, что для местного населения проезды открыты. Но кто же недоволен правилами их использования?
Помешали наживе
Недовольными оказались только предприниматели, которые используют проезды в коммерческих целях, а поэтому по правилам за проезд должны соразмерно заплатить, да местные чиновники и депутаты, которые не захотели строить и содержать зимники, а теперь стремятся переложить эту обязанность на нефтепроводчиков.
Причины недовольства среди коммерсантов долго искать не приходится. Своего они не упустят — помимо продуктов первой необходимости предприниматели получают сверхприбыли от самого ходового северного товара — водки, которую они продают местному населению, включая коренные народы. Провезти через КПП на вдольтрассовых проездах алкоголь невозможно, транспорт с таким товаром здесь не пропускают, поэтому приходится искать обходные пути или использовать другие зимники.
А у местных властей с приходом нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» сложилась иждивенческая позиция по содержанию существующих и строительству новых зимников — раз пришли нефтяники, пусть теперь они их и строят. При этом чиновники забывают про свои прямые обязанности и выделенные на эти цели бюджетные средства, по-видимому, принимая Транснефть за неисчерпаемый благотворительный фонд, а не за госпредприятие, которое по уставу занимается решением своих производственных задач. Забывают местные власти и о том, что от Транснефти в региональный бюджет поступают немалые налоги, которые и могут как раз использованы на решение проблем с зимниками.
Поистине «железную» логику в вопросе использования вдольтрассовых проездов продемонстрировал региональный депутат Анатолий Амосов — коммерсантам нужно разрешить беспрепятственную транспортировку по проездам, поскольку они «выполняют важную социальную функцию». В переводе на обычный язык: с выгодой для себя доставляют потребительские товары и алкоголь населению.
Спекуляция на народе
Беря под защиту интересы предпринимателей, краевые депутаты не задумываются о том, что игнорируют интересы самого коренного населения и даже ставят его под удар. На деле бурная торговая деятельность оборачивается бесконтрольной продажей алкоголя и спаиванием жителей северных территорий. Промысловики-охотники рассказывают, что вместе с пришлыми коммерсантами появляются браконьеры, которые без разбора бьют и пугают зверя и дичь в тайге, лишая местных возможности заниматься своим традиционным промыслом, тем самым разрушая установленный уклад жизни.
А вот нефтепроводчики, изначально установившие свои условия и контроль по использованию проездов, с легкой руки местных властей почему-то превратились во врагов северян, которые взяли их в ледовый плен.
Статьи с кричащими названиями про плен и блокаду северян вызвали широкий резонанс в обществе и среди власти. Авторы публикаций пытались представить ситуацию под определенным углом: нефтяники заломили цены на проезд по технологической дороге вдоль нефтепровода «Куюмба-Тайшет» для жителей Эвенкии, которые остались без зимника. Наверное, чиновники ярко описали журналистам образ врага-монополиста, который измывается над людьми.
При этом был проигнорирован тот факт, что для обычного населения проезд бесплатный, а тарифы за коммерческий проезд взяты не с потолка. Все полученные средства от тарифов идут на поддержание проездов в нормативном состоянии.
И несмотря на это, авторы подобных «разоблачений» продолжают винить «Транснефть» во вдольтрассовом «беспределе».
Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что нефтепровод — это объект повышенной опасности, соответственно, к технологическому проезду вдоль трубы применяются определенные правила безопасности. Отсюда и пошли домыслы о невозможности проезда, была умело перекинута ответственность с краевой власти на плечи нефтепроводчиков за транспортную доступность к северным поселкам.
Как говорят сами жители п. Байкит, в качестве альтернатив у них есть как минимум три проезда. Отсюда вопрос: а что было бы, если бы не было открытого технологического проезда вдоль нефтепровода?
Самое странное, что краевая власть забыла о том, какие ощутимые плюсы для северной территории принесла «Транснефть»: с появлением компании Эвенкия и Богучанский район, по которым проходит линия нефтепровода, получили финансовую поддержку, были построены жилые дома, школа-детский сад в п.Куюмба, приобретено жилье для детей-сирот. Но об этом помнят местные жители, которые после ввода в эксплуатацию нефтепровода были трудоустроены на производственные объекты, многие из них прошли обучение за счет компании.
Более всего вызывает недоумение тот факт, что после стольких лет успешного сотрудничества в разных сферах и реализации совместных социальных проектов те же самые депутаты ставят вопрос о пересмотре договоренностей с Транснефтью. Только вот кто проиграет, а кто выиграет от этих игр — пока неизвестно. Не хотелось бы, чтобы крайними в этом пересмотре оказались простые северяне.