Каждый день на разрез работников привозят на специальном «Урале» — тяжеловесном автобусе, которому не страшно любое бездорожье. На нём мы и отправились на встречу с горняками.
Переясловский разрез входит в состав АО «Красноярсккрайуголь» федерального холдинга «Русский Уголь» группы САФМАР Михаила Гуцериева.
Сейчас на разрезе трудится более 700 человек.
Объемы добычи более 5,5 млн тонн в год.
Основной вид деятельности: добыча бурого энергетического угля
Переясловский уголь славится тем, что обладает низким содержанием золы, а, значит, при сгорании даёт много энергии, до 4500 килокалорий на килограмм. Оттого и круг потребителей очень широк — уголь используют на ТЭЦ, ГРЭС и в небольших котельных.
Нашей первой остановкой стали объекты отдела технического контроля. Здесь берут пробы топлива из гружёного состава при помощи шнекового механизма и передают в дробильное отделение для подготовки проб. Это вторичная проверка угля, первую проводят еще в добычном забое. С 2012 года процесс пробоотбора практически полностью механизировали.
«Чем меньше в твердом топливе различных примесей и выше калорийность, тем лучше его качество», — рассказывает Павел Зыков, старший мастер ОТК. Он окончил Красноярский политехнический институт, но решил связать свою жизнь с разрезом, добирается до работы из Зеленогорска.
Мы отправляемся в самое «сердце» Переясловского разреза — туда, где добывают чёрное золото.
Кажется, что это месторождение безгранично. По подсчётам специалистов, его запасов хватит ещё лет на 200 интенсивной добычи угля.
Горняки на разрезе не только работают, но и соревнуются, а точнее, участвуют в профессиональных соревнованиях. Ряды передовиков предприятия постоянно пополняются новыми именами. Многие ходят в передовиках по нескольку лет. За это их премируют и предоставляют возможность первыми опробовать поступающую на разрез новую технику.
«Первый БелАЗ был на 30 тонн, затем появился 40-тонник, на нём уже появился переключатель скоростей, а 50-тонник работал на американском двигателе, кабина у него стала шире, скорости переключались кнопкой. Казалось, и мечтать уже не о чем, но пришёл БелАЗ 7555Д грузоподъемностью 55 тонн, на нём сейчас и работаю. Теперь никакие морозы и жара не страшны: в кабине есть кондиционер и настоящий компьютер. Несмотря на длину 6 метров, этот гигант ловко маневрирует даже на очень маленьком радиусе», — с воодушевлением рассказывает Виталий Кисель, водитель БелАЗа.
На разрезе трудится немало горняков — выходцев из Кузбасса. Юрий Ганичев, машинист экскаватора ЭКГ 4,6 приехал именно оттуда в Переясловку ещё в 90-е — в то время в Кемеровской области горнякам стали часто задерживать зарплаты. Сначала несколько лет работал на БелАЗе, потом отучился на помощника машиниста экскаватора, а с 2010 года сел за рычаги экскаватора в качестве машиниста.
На угольном разрезе проходят практику студенты старших курсов Института горного дела, геологии и геотехнологии СФУ. Они полностью погрузились в работу горняков, живут в общежитии для работников, каждый день познают новое, знакомятся с азами выбранной профессии:
«Видно, что эта отрасль хорошо развивается сейчас, а так как запасов много, скорее всего, профессия горняка будет востребована ещё очень долго. На практике многое совсем не так выглядит, как объясняют в институте. Поражает количество специальных исследований, габариты техники. Мы многое расспрашиваем у начальников участка и рабочих, но нас никогда не ругают даже за дилетантские вопросы, все охотно и подробно объясняют. Чувствуется, что люди любят своё дело», — рассказывает студент 3 курса Игорь Воронов.
На отработанных местах разреза почву постоянно восстанавливают. Лет 10 назад здесь начали высаживать саженцы сосен. Этим занимались многие работники разреза в перерывах от основных смен. «Все охотно соглашались, это ведь не сложно. Зато теперь вон какие леса — и дышится легче, и работать приятнее», — рассказывает по дороге на угольный склад водитель «Урала» Николай Лисовец. Он трудится на разрезе уже 27 лет.
Переясловский разрез дает стране угля круглые сутки. Ночью на каждом участке включают освещение, и разрез становится похож на бескрайнее море с мерцающими в нем огоньками.
«Уголь, который привозят БелАЗы, мы сортируем на специальной дробилке, она измельчает его своими лопастями. Чем крупнее уголь, тем он дороже. Мелкий уголь идёт на ТЭЦ. Отходов совсем не остаётся, просто разным потребителям нужен разный уголь. В морозы грузим уголь безостановочно. Сибиряки мы, сибиряки морозоустойчивые», — с улыбкой подмечает Станислав Черненко — начальник участка технологического комплекса.
Исполины угольного разреза — шагающие экскаваторы. Они вскрывают породу своим зубастым ковшом, зачастую располагаясь на краю горных работ. Картина пугающая и завораживающая одновременно.
«Нравится мне эта профессия, высота, управление огромной техникой. Работа, конечно, сложная, техника громоздкая и тяжёлая. Уверенность приходит с опытом, но нужно и специально обучаться, сдавать экзамены. Без характера горняка тут тоже никак. Машинистом нужно быть в душе, ничего не бояться, а то так и будешь всю жизнь в помощниках ходить», — рассказывает машинист шагающего экскаватора Иван Тихонов.
Иван недавно выиграл ежегодный конкурс профессионального мастерства. Скоро он поедет в Хакасию на федеральный этап таких соревнований. Машинист экскаватора приехал в Переясловку с женой из Канска в 2012 году, воспитывает двоих детей. Говорит, что чувствует особенную ответственность перед молодым напарником, которого старается всему научить.
Главное правило горняков — работать сплочённо, тогда и получает всё хорошо, и техника никогда не подводит.
Когда смотришь на столь масштабный процесс изнутри, начинаешь ещё больше гордиться своим краем. И дело не только в богатых недрах, которые подарила природа, но и в людях, трепетно вкладывающих жизнь и свою добрую энергетику в каждый кусок угля.
Анастасия Щепетова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото Алины Ковригиной