Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Тестер для воздуха, хвойный парфюм и «умная рука»: лучшие изобретения красноярских школьников

Тестер для воздуха, хвойный парфюм и «умная рука»: лучшие изобретения красноярских школьников

21.11.2018
2

Шестиклассницы Алиса Красновская и Лия Цуканова устали слушать разговоры взрослых о плохом воздухе и решили сами во всём разобраться

У нас тут не только биологи, но и парфюмеры

Совсем недавно ученицы 6 «а» класса школы № 36 (Сопочная, 40) в Октябрьском районе Красноярска Алиса Красновская и Лия Цуканова заняли сразу несколько призовых мест в международных конкурсах по биологии. Девочки выбрали, пожалуй, самую злободневную тему для города — грязный воздух.

Призовые места работы Алисы и Лии
1 место в международном конкурсе «Старт в науке»
2 место в международном конкурсе «Пресноводные экосистемы — современные вызовы»
1 место во Всероссийской конференции «Окружающая среда, экологическая безопасность»

В то время как эколаборатории Минэкологии ездят по Красноярску, собирая пробы на вредные примеси, а общественники мониторят превышение ПДК на электронных датчиках, школьницы вспомнили про природные индикаторы здоровой окружающей среды.

Алиса и Лия оттолкнулись от известного научного факта, что к чистоте воздуха крайне чувствительны лишайники, и развернули целое исследование. Девочки проверили наличие слоевищ (так ещё называют лишайники) в парках и лесистых местностях разных районов города: в заповеднике «Столбы», на аллее в районе Цирка, в посёлке Водников, в Академгородке, на проспекте Ульяновский, парках «Троя», Юннатов и имени Гагарина.

«На практике то место, которым мы не особенно и интересовались, оказалось самым загрязненным — это район Цирка. На аллее растет множество старых сосен, на которых совсем нет лишайников. Есть версия, что вредные вещества в воздухе задерживаются здесь из-за рельефа и близости ТЭЦ, хотя это только первый вывод, — рассказывает двенадцатилетняя Лия Цуканова.

Недавно настоящим шоком для учителей и юных учёных стал звонок от одного из крупных застройщиков города с просьбой проверить по их методу территорию, выбранную для новостроек.

На этом научная работа школьниц не заканчивается. Во всех парках города, попавших под эксперимент, они проведут анализ почвы. А ещё пересадят лишайники самостоятельно в самые загрязненные районы Красноярска и проследят, приживутся ли они там.

Хвоя спешит на помощь

В классе дополнительного образования школы № 36 все ребята сами придумывают себе темы для будущих исследований. А иногда, казалось бы, полезные только для аграриев открытия, уводят юные умы даже в тему индустрии красоты.

Коля Желонкин и Надя Малеванная в своих работах пытались выяснить, что влияет на скорость всхожести тугорослых семян овощей и декоративных культур. Один из экспериментов заключался в том, чтобы поливать посадки отваром хвои. Как пояснили ребята, вещество в отваре воздействует на оболочки семян и помогает высвободить из них эфирные масла, мешающие росту.

Опыты прошли успешно, а аромат хвои настолько заинтересовал участников городского конкурса, что ребята, недолго думая, определились с темой своего следующего исследования. Будут работать на парфюмерией с древесным ароматом. Мы даже в шутку вместе придумали для него тестовое название в стиле знаменитых Chanel, только вот номер будет, наверное, 36 — в честь родной школы.

Все опыты школьники проводят в парке Юннатов или вместе с учёными и студентами Красноярского аграрного университета. Хорошие работы старшие наставники даже помогают довести до совершенства, чтобы попробовать запустить новинку «в тираж». В классе дополнительного образования школы ещё много талантливых школьников:

А кто растит таланты?

Свои работы дети готовят вместе с наставником Александрой Красновской. Педагог дополнительного образования занимается со школьниками научными исследованиями и опытами по биологии, химии, физике и даже иностранным языкам.

«Желание ребят развиваться, интерес и „огонь в глазах“ — вот, ради чего мы работаем, стараемся поддерживать все инициативы. Привлекаем экспертов и педагогов с компетенцией и опытом в разных сферах. На самом деле, почти каждый проект занимает ни один год, ребята начинают исследование в 3-4 классе, а только в средней школе выходят на серьёзный уровень и защиту результатов на статусных конференциях», — поделилась Александра Красновская.

А присматривает за всеми начинаниями детей директор школы Татьяна Ковалева. За время своей работы она научилась замечать высокий научный потенциал даже у закоренелых троечников.

«Есть детки, которые могут без труда писать научные работы, зарабатывать дипломы пачками. Им такой склад ума или талант даны от природы, а есть ребята старательные и упёртые. Был такой случай в 2006 году. Одна из моих учениц Анечка училась слабенько: и математика у неё страдала, и гуманитарные предметы. И вот доучившись до 8-го класса она подошла ко мне и сказала, что тоже хочет заниматься исследованием, как это делали другие старшеклассники. Конечно, сначала я спросила, хорошо ли она подумала, ведь работать придётся много. Но Аня не отступала. Девочка выбрала тему медицины в годы войны. Сколько же всего она изучила, целый год собирала данные в музеях медицины, общалась с врачами-ветеранами, которые прошли через Великую Отечественную войну, работала с преподавателями медуниверситета.

И вы не представляете, как Аня раскрылась, когда занималась этой работой. Она выиграла конференцию тогда и не только эту, вышла на золотую медаль. Как сейчас помню, Анюта подошла ко мне на крыльце Дворца пионеров и сказала: „Вы не представляете, что для меня сделали. Я теперь человек“. Сейчас она уже окончила вуз и работает хирургом», — рассказала Татьяна Ковалева, не скрывая слёз гордости на глазах.

Главное, как добавила директриса школы, верить в ребят, тогда они и сами в себя поверят. 

Лаборатория в подарок и гонки на квадрокоптерах

Ребята из школы Октябрьского района далеко не единственный примеры успеха красноярских подростков. Буквально недавно всех взбудоражила история Артема Кирсанова, ученика физико-математического класса гимназии № 13 Академгородка. Подросток записал ролик на английском языке о циркадных ритмах человека и принял участие в престижном мировом конкурсе Breakthrough Junior Challenge от именитых профи в сфере IT-технологий (в их числе создатель Facebook Марк Цукерберг).

Артём попал в шорт-лист финалистов конкурса, но немного уступил другим участникам. Конкурентами красноярского школьника стали ребята из США, Австралии, Бельгии, Бразилии и Мексики. А приз в 350 тысяч долларов на обучение и лабораторию в школе ушёл почти из по носа к подростку из Индии. Но все равно, это огромный успех, за четыре года конкурса красноярский школьник стал первым россиянином, попавшим в финал.

А вот еще один отличный пример — в начале ноября 16-летний Александр Ганин занял 51 место среди 128 спортсменов Чемпионата мира по управлению дронами в Китае. Юный красноярец стал лучшим среди российских пилотов на этих соревнованиях.

Другие красноярские школьники уже сами вовсю проектируют «умные» механизмы, например, недавно на V краевом открытом робототехническом фестивале IQ-Robot презентовали кибер-руку, которая умеет шевелить пальцами и в будущем может послужить отличным аналогом дорогому протезу.

Может быть, все эти исследования и изобретения детей не покажутся вам очень уж серьёзными, но мы помним, что у каждого научного открытия было своё начало. Пока же ни отсутствие супер-современных лабораторий в школах, ни высокая конкуренция в мировой научной среде не останавливает талантливых ребят в их желании познавать и открывать что-то новое. И очень радостно, что будущее Красноярска именно за ними.

Анастасия Щепетова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото Алины Ковригиной

Рекомендуем почитать