Ужасная «машинешка» и старый холодильник: как начинался наш бизнес
Мы с мужем много лет пробовали заниматься разным бизнесом. Одно время держали кафе и продуктовый ларек, но в итоге решили переключиться на мясо. Я — настоящий мясоед, и еще с тяжелых 90-х годов у меня была мечта о чем-то вроде своего производства натуральной и вкусной мясной продукции.
Первое, что мы начали делать, — покупать мясо у населения и развозить его по цехам. Служила нам для этих целей старая ужасная не машина даже, а «машинешка». Да и в остальном не всё получалось: бывало, нас обманывали на деньги. В итоге на время мы свернули бизнес, но вернулись к этой идее в 2010 году. Купили тушу свинины и говядины, разрезали, продали частями. Денег у нас тогда было 5 тысяч рублей на аренду помещения, и еще немного заняли, чтобы купить само мясо и бэушный холодильник.
Работали только вдвоем с мужем: и рубили, и фарш крутили, и продавали. Через полгода уже могли брать мясо не в долг, рассчитывались за него сразу. Потом поняли, что просто разрубать и перепродавать — это не слишком перспективно. Тогда я сказала мужу: «Представляешь, как будет классно, если мы создадим свое производство, чтобы люди в Каратузском районе и во всем крае обедали и ужинали нашими продуктами? Покупают пачку пельменей, а на ней написано „ИП Подлеснов“». И мы начали эту идею развивать.
Пельмени и колбаса как в детстве
За помощью в развитии дела мы обратились в службу занятости, где получили свой первый грант в 300 тысяч рублей. На эти деньги организовали производство линейки полуфабрикатов. Все рецепты разработали сами, старались всё делать по-домашнему, как в детстве. Если пельмени, то только такие, какими их лепили наши мамы и бабушки. Всё делали по-прежнему сами: первые года три мы не могли себе позволить ни уборщицу, ни дворника, ни рубщика.
Позже у нас появилось свое хозяйство, завели быков. Тем временем о нас узнавали всё больше, и однажды районная администрация сама вышла на нас с предложением поучаствовать в программе субсидирования. Благодаря этой поддержке мы создали колбасный цех, и вслед за полуфабрикатами стали производить колбасы. Суть программы заключалась в том, что мы покупаем оборудование в цех, а нам возмещают часть затрат. Но даже на таких условиях купить всё, что нужно, оказалось не так просто — оборудование стоило бешеных денег. Хорошо, что мир не без добрых людей. Поставщики оборудования пошли нам навстречу и оформили рассрочки.
Помощь бизнесу
Большую поддержку наше дело получило и в красноярском Агентстве развития бизнеса. Случилось это совершенно случайно. Меня пригласили в администрацию района на круглый стол, где выступала специалист этого агентства. Я слушала выступление и не верила своим ушам: и декларации тебе бесплатно сделают, и бизнес-план составят, и тем помогут, и этим... Потом я подошла и спросила, как всё это можно получить? Обещания оказались правдой — вместе со специалистами Агентства мы стали собирать документы, и в итоге продлили декларации на всю группу товаров абсолютно бесплатно.
За время работы с Агентством я больше поняла о том, какие трудности и недочеты есть в моем бизнесе. Мне объяснили, что нас мало знают в Красноярске, а выйти на местные ярмарки самим было почти нереально. Агентство помогло выставиться на ярмарке продуктов «Осень» в МВДЦ «Сибирь». Мы оплатили только дорогу и проживание, а место на выставке полностью оплатило Агентство. Еще одна наша мечта — своя свиноферма — теперь, возможно, осуществится: при поддержке Агентства мы уже готовим бизнес-план.
И мясо рубить, и уроки вести
Возможности поддержки и развития для предпринимателей существуют разные, но такие организации, как Агентство развития бизнеса, идут навстречу тем, кому нужно не всё готовенькое, а содействие и реальная помощь.
Часто не хватает возможностей, средств, но когда они появляются, всю основную работу нужно делать самому. Твой бизнес, кроме тебя, никто развивать не будет.
Количество сотрудников: 11 человек
Средняя зарплата: 25-28 тысяч рублей
Адрес: Красноярский край, Каратузский район, село Каратузское, ул. Пушкина, 22Б
Когда мы начинали наше дело, я преподавала биологию в школе, брала подработки, заменяя педагогов, уходящих на больничный. Было и такое, что на мою зарплату мы жили всей семьей, так как производство не приносило никакой прибыли. Очень долго мы только вкладывали в бизнес. И деньги, и силы. Помню, когда мы только начали производить колбасы, я научилась работать на куттере и сама измельчала мясо. Более 9 лет мы шли к тому, что имеем сейчас — своему производству, цеху, рабочему коллективу.
И так обидно и досадно, когда на фоне этого даже по федеральным каналам не перестают говорить, что колбаса вредная, не пойми из чего сделана, и всех предпринимателей — ответственных и не очень — стригут под одну гребенку. Мы, несмотря на сложности, всегда стремились делать продукцию, которую можно есть всем — и взрослым, и детям. У нас сын и дочь, и мы всегда без опаски готовим им наши полуфабрикаты. В нашей колбасе 97% мяса, а остальное — это мед и специи. Мы даже красители не добавляем, поэтому наша колбаса, сардельки и сосиски серые, и на той же выставке не сразу привлекали к себе внимание. Но те, кто попробовал, говорили, что будто вернулись в детство, брали целые пакеты.
Сейчас мы обеспечиваем продукцией Минусинский, Курагинский и Каратузский районы Красноярского края, но к нам идут все, кто любит вкусно и полезно есть. Но самое главное, что всё, чем мы занимаемся с мужем, я очень сильно люблю и жить без этого не могу. Вы не представляете, какое я получаю удовольствие, заходя к себе на работу в цеха, пробуя горячую колбасу. Точно могу сказать, что это дело всей моей жизни!
Беседовала Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото: частный архив семьи Подлесновых, pixabay.com