
«Дорога жизни» привела в Красноярск
Когда началась война, коренному ленинградцу Владимиру Рейху было 11 лет. Летом он отдыхал в пионерском лагере, когда все дети узнали — началась война. Детство на этом закончилось. У Владимира и его сверстников началась взрослая жизнь — дети тушили пожары в родном городе, те, кто постарше, работали на заводах.
Семья Рейх эвакуировалась в 43-м году, когда прорвали блокадное кольцо. По «дороге жизни» она перебрались через Ладожское озеро, а оттуда по железной дороге — в Сибирь, в красноярское село Абан. Мать Владимира умерла, и он в 13 лет встал к токарному станку. Это стало его профессией на всю жизнь.
Уже в 80-х Рейх вместе с женой переехал в Бородино, где стал токарем в Бородинском погрузочно-транспортном управлении. Оттуда ушел на пенсию.
Война с женским лицом
Татьяна Голубева родом из Малого Кемчуга в Козульском районе. В 15 лет она и 11 ее братьев и сестер остались без отца. Татьяна устроилась секретарем в сельсовет, а потом стала заведовать местным клубом. Когда началась война, девушка ушла добровольцем. Она прошла школу НКВД в Абакане и со званием «старшина специальной службы» отправилась сначала в Москву, а затем — в Пинскую область Белоруссии. В составе опергруппы НКВД Татьяна прошла сотни километров по прифронтовой линии — по разбитым дорогам и выжженной дотла земле. За военную службу получила Орден «Отечественной войны» II степени.
По дороге в родной Красноярский край Татьяна в поезде познакомилась с будущим мужем — воином-железнодорожником Даниилом. Вместе они вышли на станции «Красноярск». Побывав в родительском доме, молодые супруги уехали в Сочи, к месту дислокации железнодорожной части Даниила Митрофановича.
В 60-х годах семья вернулась в Сибирь, где Татьяна Голубева устроилась в «Красноярскуголь» — вела кадровый учет, делопроизводство. В угольной промышленности она проработала 10 лет.
В прошлом году Татьяна Никаноровна отметила 100-летний юбилей.
Лидия Семченко родилась в белорусском селе Седча. В 44-м году к ним вошли немцы, забрали всех молодых и в товарных вагонах отвезли в Дрезден, в концлагерь. В Германии Лидия Алексеевна пробыла до конца войны — в концлагере работала на станках, делала детали для самолетов.
Когда советские войска вошли в Дрезден, всех пленных погнали в другой город. Тогда Лидии вместе с подругой удалось сбежать, но проскитавшись 7 дней в лесу, они вернулись обратно. И здесь обнаружили город освобожденным. В августе 1945-го Лидия вернулась домой. Через несколько лет она вышла замуж за фронтовика Ивана Семченко, и молодая семья переехала в Сибирь.
Муж устроился на Бородинский угольный разрез машинистом, а Лидия — на слюдфабрику, но позже перешла лаборантом на разрез. Отсюда Лидия Алексеевна вышла на пенсию.
Боец угольного «фронта»
Слезы радости, слезы победыКогда началась война, Владимиру Пичугину было только 13 лет. Поэтому за победу он боролся в тылу в не менее жарком бою.
«В годы войны мне и моим друзьям-ровесникам доверяли метать, возить на тракторе и ставить копна сена. Косили мы и траву, и пшеницу. Объем работы был очень большим. Нам устанавливали определенные нормы. Взрослые мужики литовкой с гребнем выкашивали по полгектара за световой день. Я старался их догнать, но у меня не получалось», — вспоминает Владимир Петрович.
Уже после войны он решил попробовать себя на угольном «фронте». Владимир Петрович был одним из первых, кто устроился работать водителем «БелАЗа» на Березовскую автобазу. Возил и уголь, и вскрышную породу, а иногда пересаживался в кабину автобуса, чтобы доставить работников разреза на родное предприятие. Пичугин был в числе «первооткрывателей» разреза, на нем он проработал 10 лет.
Сибирская угольная энергетическая компания помнит о своих ветеранах. Их регулярно навещают, особенно в преддверии такого важного праздника, как День Победы. Компания СУЭК помогает ветеранам и поддерживает их, ведь именно благодаря им в Красноярском крае появилась крепкая угольная промышленность.
Интернет-газета Newslab, фотографии предоставлены пресс-службой АО «СУЭК-Красноярск».