Уровень жизни не ниже среднего
21 января в Конгресс-холле СФУ под председательством губернатора края Александра Усса состоялось совместное заседание Полярной комиссии края и Ассоциации «Сибирский научно-образовательный консорциум». Представители федеральной и краевой власти, руководители северных территорий, общественники и ученые одобрили проект Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года.
Этот документ разрабатывался командой экспертов Института регионального консалтинга и СФУ совместно с правительством края по поручению Александра Усса. Как подчеркнул губернатор, одна из его основных задач сделать так, чтобы уровень жизни на Севере края не отличался от среднего по России по всем основным критериям.
В течение прошлого года проект обсуждался на разных уровнях, в том числе федеральном и международном. Стратегию представляли на арктическом форуме «Арктика — территория диалога» и Комитете Региональных Координаторов Северного Форума в Санкт-Петербурге. Рассматривали его и непосредственно в Норильске и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, а также в Общественном совете при агентстве по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов края.
Новаторские подходы
По словам профессора МГУ, директора Института регионального консалтинга Александра Пилясова, готовый документ оказался созвучен с основными идеями недавнего послания президента Федеральному собранию:
«Мы были даже удивлены этому созвучию. В своем послании Путин говорил о гибком механизме экспериментальных правовых режимов. Так вот, в Стратегии это три проектных офиса, которые предложены нами в качестве механизма реализации планов. Такая практика применяется впервые для Арктики, такого нет в других стратегиях развития Севера».
Это следующие проектные офисы: «Человек: достоинство», «Поселение: доступность», «Территория: устойчивость». По словам профессора, проектные принципы способны дать результат, который виден, и позволяют сочетать федеральные задачи и локальные знания. «Проектные офисы гибко вбирают местную специфику, местные кадры и местные знания. Это одна из инноваций нашего документа», — добавил Александр Пилясов.
Практически значимый документ
Стратегия состоит из 6 разделов. Они описывают цели, задачи и результаты деятельности проектных офисов; приоритетные направления социально-экономического развития; меры по повышению эффективности управления; меры по обеспечению экологической безопасности; территориальное развитие.
Общая цель Стратегии — повышение уровня жизни и соцэконом развития на основе «использования природно-ресурсного потенциала и человеческого капитала по принципу баланса интересов населения, бизнеса и власти и в условиях развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов края».
«Стратегия является практически значимым документом, и мы должны сверять свои решения по северным территориям с тем, что мы в ней прописали, использовать её как рабочий инструмент. Там заложено не мало хороших идей и ума», — подчеркнул Александр Усс.
Новизна документа заключается еще и в её ярко выраженной адресности и обязательном учете региональных особенностей в то время как стратегии других субъектов России посвящены преимущественно экономическим процессам, управленческим технологиям традиционно-бюрократической направленности.
Красноярская Стратегия связана с достоинством человека, с чувством сопричастности ко всему, что происходит на территории. Она предусматривает, например, тотальную 4G-интернетизацию Арктики и севера края. Также среди планов:
- обеспечение легального продвижения продукции северных промыслов;
- возрождение полярной авиации (совместно с федеральными органами) и северного речного судоходства;
- гарантированное сохранение традиций и образа жизни коренных малочисленных народов края (в частности, с помощью цифровых устройств)
- создание энергоцентров с использованием местного углеводородного сырьяв автономных гибридных энергосистемах с параллельным использованием возобновляемых источников энергии.
Больше внимания уделяется здоровью, образованию, качеству жилищных условий населения, модернизации профессий, поддержке местных инноваций.
«По сути, Стратегия — тот документ, на основе которого мы будем принимать краевые законы, регулирующие всё, что происходит в этой области. Они будут направлены на поддержку локальной экономики, развитие ключевых отраслей, обеспечение государственных гарантий и компенсаций всем, кто живет и трудится на северных территориях», — прокомментировал принятие документа спикер Законодательного собрания Красноярского края Дмитрий Свиридов.
Член Совета Федерации Валерий Семенов также присутствовал при обсуждении Стратегии. По его словам, это качественный документ, в котором расписаны и взаимоотношения с бизнесом, и поддержка коренных народов, и транспортная инфраструктура, и экология и прочие важные направления:
«Имея такой документ на руках, мы имеем основу. Он существенным образом отличается от стратегий других субъектов и может служить для принятия не только краевых, но и ряда федеральных решений. Нам будет с ним легче работать и отстаивать интересы Севера».
Развитие Арктической зоны — действительно приоритет государственной политики. И как отметил в заключение Александр Усс, работая в рамках Стратегии, край должен всегда поддерживать контакт с федеральным центром и не бояться формулировать инициативы государственного масштаба.
«Но всё же главное — это то, что стратегия должна предусматривать дела и мероприятия, ориентированные на людей, которые там живут и работают. Особенно — коренных малочисленных народов Севера», — сказал губернатор.
С готовым документом можно ознакомиться на официальном портале края.
Интернет-газета Newslab, фотографии Вадима Кофмана