Пострадали многие
Компании разного уровня — муниципальные и частные, крупные и маленькие, опытные и молодые — начали закрываться в Красноярском крае с начала марта. Первыми «ушли на удаленку» общественные учреждения, существующие, в основном, за счет бюджета — театры, музеи, школы и т.д. Вначале о закрытии частников речи не шло, вопрос оставался на усмотрение предпринимателей.
Но с 30 марта объявили о закрытии абсолютно всех компаний, кроме тех, что завязаны на жизнеобеспечение граждан продовольственных магазинов и аптек. Под запрет попала работа ресторанов и кафе (кроме службы доставки), фитнес и спортивных центров, салонов красоты, частных детсадов и игротек, гостиниц, баз отдыха и многих других компаний.
В федеральном правительстве приготовили меры поддержки для пострадавших бизнесменов, но это вопрос на будущее, а зарплату работникам, аренду помещений и многое другое оплачивать нужно сейчас. Предприниматели ощутили существенные потери еще до объявления о всеобщем закрытии:
«Любому сейчас становится очевидным, что бизнес на грани гибели. И наконец-то этот вопрос начал пугать не только самих предпринимателей, но и вообще всех. Вовсе не потому, что любимое кафе может закрыться, а потому что тысячи людей рискуют остаться без работы, сотни тысяч без контрактов, страна без налогов, а незащищенные слои без пособий. Это как за ниточку потянуть — свитер распустится», — поделилась мнением создатель красноярского магазина «Картель & Бестия» Катя Горчица в соцсети.
То же самое происходит и в других компаниях, работающих в сфере услуг — все считают убытки.
Кого будут спасать
Президент Владимир Путин предложил комплекс мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Среди них — отсрочка по уплате налогов, обслуживание кредитов, сокращение страховых взносов. Также, по словам вице-премьера Андрея Белоусова, правительство обсуждает введение небольших кредитов с субсидированием процентных ставок для выплаты зарплат сотрудникам.
Кроме того, власти назвали отрасли, которые нуждаются в помощи больше всего — это авиакомпании и аэропорты, культура и организация досуга, спорт, туризм, общепит, гостиничный бизнес, организация конференций и выставок, дополнительное и негосударственное образование, а также бытовые услуги (химчистки, парикмахерские, ремонт).
Что будет с региональной экономикой?
В этой сложной для экономики время крупные игроки и предприятия спасают финансовое положение. Сейчас все промышленные предприятия непрерывного цикла продолжают свою работу. Например, РУСАЛ, Норникель, Роснефть, Полюс, СГК, СУЭК, РЖД — ведущие российские компании, которые есть в нашем регионе. На предприятиях строго соблюдают меры безопасности, для работников ввели особый режим работы.
«Компания РУСАЛ одной из первых стала реализовывать мероприятия по безопасности, и уже 17 марта основная часть работников, которые работают в офисах, была переведена на удаленную работу. В целом очень оперативно был организован специальный режим работы металлургов. На предприятиях компании — КРАЗе, АГК, БоАЗе работают сейчас только те, кто непосредственно задействован в технологических циклах. Организована выдача средств индивидуальной защиты, каждому сотруднику на проходной измеряют температуру, следят за самочувствием и состоянием здоровья. Самое главное в таких условиях — сохранить жизнь и здоровье рабочих. И не менее важно для региона — компания продолжает свою стабильную работу. РУСАЛ — это тот базис, который позволит экономике Красноярского края выйти из этой сложной ситуации, связанной с коронавирусом», — рассказал министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Евгений Афанасьев.
Как долго продлится пандемия и спад экономики в мире, России и Красноярском крае, сейчас сказать сложно. Задача общества, предпринимателей, правительства выйти из кризиса с минимальными потерями. В нашем регионе экономике груз ответственности за сохранение экономического баланса региона лег на крупный бизнес. Тяжеловесы должны выстоять. Именно на них вся надежда.