С одной стороны, решение понятное: мы эпидемию «не заказывали» и сидеть по домам не планировали, так и что и возможные долги перед коммунальщиками возникнут не по злому умыслу, а в силу стечения обстоятельств. Кто-то не привык пользоваться цифровыми сервисами, предпочитая вносить плату через клиентские центры, отделения банков и расчетные кассы. Пожалуй, это даже несправедливо — взимать пеню с пенсионера, который ответственно соблюдает режим самоизоляции, заботясь о своем здоровье.
Кто-то остался без работы и без денег. Посмотрим правде в глаза: несмотря на объявленные президентом «оплачиваемые выходные», ко многим профессиям и родам занятий они неприменимы. Сколько красноярцев остались без работы в результате эпидемии, пока сказать не могут и в службе занятости: цыплят придется считать по осени — когда режим карантина будет снят, и станет понятно, сколько малых предприятий закроется, а где будут вынуждены сокращать людей или переводить их на неполный рабочий день. Работодатели и сами пока находятся в растерянности.
Но уже очевидно, что вирус тяжело ударит по экономике. И система ЖКХ оказывается в эпицентре этого удара. Не платить системе как бы можно, а она должна работать в полную силу, обеспечивая людей теплом, водой, электричеством и исправно действующей канализацией. И самого эффективного рычага воздействия на должников у нее больше нет.
Назад в 90-е
Эксперты отрасли предупреждают: решение может вызвать опасные последствия. Многие, услышав об отмене пеней и штрафов, уже решили, что можно не платить по долгам за коммуналку вообще.
«„Заморозка“ пеней и штрафов — это мера, которая может спровоцировать рост неплатежей в сфере ЖКХ. Дисциплинированные, ответственные плательщики постараются заплатить вовремя, а вот те, кто и раньше платил неаккуратно, получат весомый аргумент в пользу своей необязательности, — считает вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края, председатель комитета по строительству и ЖКХ Алексей Кулеш.
Чем это может обернуться? Ухудшением обслуживания домов. Авариями на теплосетях и сетях водоснабжения, канализации. Нехваткой денег для приобретения топлива, выплаты заработной платы и налогов. Что дальше? Банкротство тех предприятий, которые и без того балансировали на грани убыточности. „Враг вступает в город, пленных не щадя, оттого, что в кузнице не было гвоздя“, да. На мой взгляд, гораздо эффективнее была бы адресная помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, сертификаты на оплату услуг ЖКХ и разумная программа реструктуризации накопившихся долгов за коммунальные услуги. Платить всё равно придется».
Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации отмечают, что проблема коммунальных неплатежей часто возникает у вполне благополучных семей. Те, кто считает каждую копейку, как правило, относятся к оплате иначе: аккуратно передают показания счетчиков, вовремя поверяют приборы, стараются вносить деньги в срок и не копить долги. Новосибирские пенсионеры хорошо помнят «лихие девяностые», когда горячая вода в кране была только по праздникам, в Архангельске вспоминают 2008 год и воду «по талонам», а сидеть без электричества было нормой и в Красноярске, батареи зимой еле теплились во многих сибирских городах. У РСО не было средств на обслуживание тепловых и электрических сетей, а вся ремонтная программа сводилась к латанию дыр при авариях.
Последствия такого, с позволения сказать, «хозяйствования» в Красноярске расхлебывают до сих пор. Особенно, например, это чувствуют жители правого берега, где уже десятый год идет ремонт теплосети на улице Вавилова. Особенность этого участка в том, что части теплотрассы принадлежали разным промышленным предприятиям. В 90-е годы производства начали умирать, а обслуживать их имущество было некому и не на что. В итоге теплосети оказались в довольно плачевном состоянии. С 2010 года на Вавилова переложили уже почти 4 километра труб (протяженность самой улицы — 3,5 км), и работа еще не завершена. А коммунальные аварии стали привычными спутниками жизни на правом.
Износ теплосетей в Красноярске по разным оценкам от 50 % до 80 %. Система подошла к пандемии с гораздо меньшим запасом прочности, чем в 90-х. Решение о смягчении мер для всех должников вместо адресной поддержки нуждающихся не просто больно ударило по ЖКХ, но, пожалуй, даже и выбило табуретку из под ног всей системы.
«Не хочется нагнетать обстановку и без того людям непросто, но как войдем в зиму — вопрос», — поделился источник в энергокомпании.
Звенья одной цепи
Состояние магистральных коммуникаций — это еще не всё. Кризис неплатежей больно ударит по управляющим компаниям, особенно там, где до сих пор оплата за ресурсы идет не напрямую в РСО, а через «управляшку». Чем это грозит, красноречиво показали сотрудники УК «Заказчик ЖКУ» из Березовского района. Они записали видеоролик, где показали, что случится, если дворники, уборщицы, сантехники и другие специалисты не смогут дальше обслуживать жилые дома.
По сути, у управляющих компаний нет других денег, кроме денег жителей. Если услуги не оплачены, значит, УК не может нанять уборщицу, купить ей швабру, тряпку, ведро и моющие средства. Неубранный подъезд — это еще и рассадник инфекции, тараканов и крыс. Нет денег на замену какой-нибудь важной детали для теплонасоса — велика вероятность в один прекрасный день оказаться без горячей воды в кране, но с озером кипятка в подвале. И так далее.
«Идея ролика возникла после того, как мы увидели в интернете петиции за отмену оплаты коммунальных услуг, — рассказывает заместитель директора УК „Заказчик ЖКУ“ Марина Якубенко. — Наши сотрудники работают, несмотря ни на какой карантин, и делают в несколько раз больше, чем обычно. Например, мы теперь не просто убираем подъезды, а проводим регулярную дезинфекцию. И даже жители домов, которые решили заняться уборкой подъездов сами, сократив свои платежи, требуют, чтобы мы обеспечили им необходимые санитарные мероприятия. А на какие деньги?
У наших работников тоже есть семьи, дети и кредиты, и они точно так же боятся за свое здоровье в разгар эпидемии. Но тем не менее, выходят на работу. Отмена пени — тоже решение странное, потому что люди не платят по разным причинам. Есть те, кто, выбирая между „накормить ребенка“ и „заплатить коммуналку“, выберет ребенка, и это понятно. Таким людям надо помогать, надо принимать какие-то точечные меры поддержки через соцзащиту. А есть идейные неплательщики, и они в кассы в любом случае не побегут — хоть есть пеня, хоть нет».
Это по любви
Несмотря на то, что постановление правительства фактически запретило предприятиям коммунальной сферы отключать должников от потребляемого ресурса, в документе ничего не сказано о том, что РСО не могут взыскивать задолженность через суд. Можно предположить, что этот рычаг воздействия будет использоваться все чаще.
Хотя есть и цивилизованное решение проблемы: заключить с УК или РСО соглашение о реструктуризации задолженности. В «классическом» виде оно предполагает погашение задолженности частями в течение полугода, но на практике компании готовы идти навстречу людям, попавшим в трудную ситуацию, и предлагать более щадящие условия. В конце концов, у коммунальщиков нет задачи «замордовать» жителя исками — важнее договориться полюбовно.
«Работу энергосистемы невозможно приостановить или прекратить даже во время пандемии коронавирусной инфекции, нельзя ставить под угрозу жизнеобеспечение края. Энергетикам нужны средства на материалы для ремонта, топливо, заработную плату. Поэтому Красноярскэнергосбыт обязан обеспечить стабильное финансирование энергосистемы, — напоминает заместитель исполнительного директора Красноярскэнергосбыта Юлия Смирнова. — Мы понимаем, что многие жители сейчас находятся в сложном финансовом положении и идем навстречу тем, кто пострадал от экономических последствий пандемии. Но все, кто продолжает трудиться и получать доходы, должны сейчас максимально ответственно относиться к обязательствам по оплате коммунальных услуг».
Важно помнить, что действие постановления правительства распространяется только на 2020-й год, и может получиться так, что 1 января 2021 года у злостного неплательщика обнаружится такая задолженность, погасить которую разово будет очень трудно, а вот, например, остаться без электричества, горячей воды или имущества, взысканного через просуженную к этому моменту задолженность, — раз плюнуть.
Для оплаты коммунальных услуг необязательно идти в клиентский центр или кассу. Любой счет можно оплатить с банковской карты через онлайн-банк, главное — иметь под рукой квитанцию, чтобы правильно указать ИНН организации.
У крупных РСО есть онлайн-сервисы, позволяющие и передавать показания дистанционно, и платить.
- СГК: оплата банковской картой через сайт компании с главной страницы, в личном кабинете клиента или в мобильном приложении (доступно в App Store и Google Play), а также в «Сбербанк онлайн».
- Красноярскэнергосбыт: Оплата банковской картой через сайт компании (без комиссий) с главной страницы, через личный кабинет клиента или через мобильное приложение и также через приложение «Сбербанк онлайн».
- Через сайт «Платежки» можно с банковской карты оплатить услуги практически всех коммунальных компаний Красноярска и Железногорска. В списке есть, в частности, КрасКом, Красноярскэнергосбыт, КрасТЭК, КрасЭКО, УК ЖСК.
- Через приложение «Сбербанк онлайн» также можно произвести все платежи за ЖКУ.
Наталья Соколова